Закрытое заседание политкомитета «Яблока» по СВО продлилось семь часов. Фото с сайта www.yabloko.ru
Федеральный политкомитет (ФПК) «Яблока» опубликует ряд решений, в которых «сформулирована позиция по отношению к специальной военной операции, предложен путь выхода из сложившейся ситуации». Яблочники заявляют, что «никуда уезжать не собираются», хотя по-прежнему придерживаются пацифизма. При этом партия старается не выходить за границы дозволенного. Эксперты считают, что она вынуждена идти вслед за сужающимися политическими рамками в расчете на потенциальный электорат недовольных СВО.
«Яблоко» распространила анонс нового заявления о том, что партия остается верна тем предложениям, которые еще в феврале огласил председатель ФПК Григорий Явлинский. Однако заметно, что яблочники постарались аккуратно соблюсти действующие законодательные запреты.
«Политический комитет вновь подтверждает позицию «Яблока» о необходимости немедленного заключения соглашения о прекращении огня и остановки втягивания российского общества в бесконечный конфликт. Это – наше категорическое политическое требование, направленное на сбережение жизни людей. Соглашение о прекращении огня – самый первый и неизбежный шаг к любому началу урегулирования. Чем скорее он будет сделан, тем меньше будет человеческих потерь, тем скорее вернется нормальная жизнь», – говорится в том решении ФПК, полный текст которого обещают опубликовать до конца недели.
ФПК отметил, что Россия стоит перед угрозой цивилизационного характера, вызванного отказом от приоритета прав и свобод человека, от развития государства и общества на основе европейских ценностей. Однако одновременно сказано: «Мы не намерены покидать Россию и будем бороться за ее будущее». Как выяснила «НГ», 24 марта прошло закрытое заседание ФПК для утверждения резолюций, в которых «сформулирована позиция партии по отношению к специальной военной операции, предложен путь выхода из сложившейся ситуации и намечен альтернативный план развития России на основе европейских ценностей и будущего сотрудничества с Европой». Там выступил сам Явлинский, однако его тезисы останутся закрытыми для публикации. Впрочем, для того чтобы понять, о чем он мог говорить, можно прочитать его февральскую статью «Прекратите!».
Пока же известно, что в одном из документов утверждается, что «в нынешнем противостоянии в реальных сложившихся военно-политических обстоятельствах и в условиях взаимозависимого мира ни у одной из сторон не может быть и не будет никакой «победы». То есть «в этой ситуации нет поля для «игры с нулевой суммой», тогда как «в исторической перспективе выиграть или проиграть могут только все вместе, как бы трудно ни было это признать». Поэтому в «Яблоке» уверены: «Сейчас главное – это немедленное прекращение гибели людей. Впереди долгий и крайне тяжелый путь к созданию обновленной Европы. Именно в этом может быть общая победа».
Отметим, что по сравнению с предыдущими заявлениями партия не то чтобы смягчила свою риторику, но явно привела ее в соответствие с все теми же реалиями, о которых она говорит. И получается, что «Яблоко» спешит вслед за сужающимися рамками политической легальности, чтобы в какой-то момент не оказаться вне их. Скорее всего это делается из расчета все-таки участия в выборных кампаниях, в ходе которых возможно и разрастание электората, недовольного СВО. Поскольку конкурентов «Яблоку» на этом поле зачистили власти, то замысел, видимо, в том, чтобы попытаться взять избирателей по максимуму. Другой вопрос, какое это может быть количество?
Член ФПК Эмилия Слабунова сказала «НГ», что принята «большая группа документов с оценкой ситуации, обсуждение было напряженным, заседали с 12 дня до 7 вечера». По основным тезисам было найдено единство, спорили только по формулировкам окончательной редакции. По ее словам, Явлинский повторил прежние тезисы: дескать, «Яблоко» с самого начала было право в своей позиции по СВО и необходимости срочного ее прекращения. «Мы старались особо ничего не публиковать с заседания ФПК, потому что сейчас не ясно, что нельзя писать, чтобы не подпасть под какую-нибудь статью», – пояснила она.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов согласен, что из заявлений «Яблока» ясно: принципиальная позиция не изменилась, «негатив к СВО сохранился, но за год правовое поле сузилось, те оценочные категории, что раньше, стали невозможными в легальном поле, вот они и говорят эзоповым языком». Он считает, что яблочники действуют как практичные и прагматичные политики, отталкиваясь от реалий сегодняшнего дня, потому что явно не хотят попасть «под политический запрет в соответствии с законодательством». «Партия Явлинского остается в узко-оппозиционной нише, но за рамки системной борьбы она никогда не выходила. Несистемщиками их все же назвать нельзя. Просто раньше рамки были пошире, а сейчас они сдвигаются, вот и яблочники сдвинулись вместе с ними, чтобы оставаться внутри легального политического пространства», – подчеркнул Обухов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Яблочники активно готовятся к выборам. За последние месяцы появилось много новых статей, где критиков СВО могут привлечь за дискредитацию и клевету, поэтому оппозиционеры стали выражаться помягче. Они надеются аккумулировать радикально-оппозиционный электорат, потому что пацифистам больше не за кого голосовать. Но не только, яблочники делают расчет и на оппозиционную периферию, есть либералы-патриоты, которые даже помогают фронту финансово, однако и их тоже надеются склонить к голосованию за «Яблоко». Поэтому и к этим избирателям партия проявляет уважение, делая аккуратные со всех сторон заявления». По мнению эксперта, если на федеральном уровне «Яблоку» особенно не на что рассчитывать, то во многих регионах оно неплохо раскручено, например в той же Карелии, где уже прошли выборы, или в Петербурге, где они только предстоят. Видимо, есть расчет на то, что кое-где удастся не только сберечь позиции, но и прирасти мандатами. «А потенциал привлечь оставшийся либеральный и протестный электорат у партии есть», – полагает Мухин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что «Яблоко» любой ценой стремится оставаться в политике по ряду причин. Это, конечно, и дело жизни ее основателей, и для многих партийцев профессиональная деятельность, возможность которой они видят только внутри своей организации. «Одновременно это еще и бизнес-проект – кадрированная партия. Так что им есть, что терять, не только в политическом плане, но и в материальном. Это и спонсоры, и особняк в центре Москвы. Поэтому, чтобы сохранить партию, им нужно не только оставаться электоральным инструментом, но и привлекать средства, а без одобрения администрации президента никто не станет выдавать тех суммы, о которых в отчете ЦИКу говорит сама партия», – отметил эксперт. Он, например, обратил внимание, что по официальному отчету «Яблоко» получила денег больше, чем парламентская партия «Новые люди». Но при этом Калачев уверен, что особых электоральных перспектив у партии Явлинского нет: «Причин тому несколько. Во-первых, многие недовольные эмигрировали из РФ. Во-вторых, среди пацифистского электората сильны бойкотные настроения. В-третьих, у «Яблока» длинная история, сама же партия неоднократно вызывала на себя шквал критики со стороны общеоппозиционного электората. Это и взаимоотношения с навальнистами, и реформа по консервации партии. В-четвертых, широким кругом избирателей «Яблоко» воспринимается как партия вчерашнего дня, в глазах многих протестников и молодежи она слишком архаична». Тем не менее, яблочники явно надеются на несколько исходов. По мнению Калачева, среди них и расчет, что политический режим сам собой поменяется, а тогда партия окажется востребованной. «Но как показывает практика, после смены режимов появляются новые партии, которые как раз и получают голоса», – отметил он. «У «Яблока» еще остается надежда на закосбрания и муниципалитеты, а также даже на госфинансирование, то есть на получение 3% на федеральных выборах. За власть партия бороться явно не собирается. Выживание же любой ценой оправдывается высокими целями. Но за пределы легального поля яблочники не спешат, потому что понимают: стоит им туда раз выйти и слиться с несистемщиками, то назад они уже не вернутся», – заключил эксперт.