0
6266
Газета Политика Печатная версия

16.03.2023 21:08:00

Пенитенциарную систему рассредоточат по мультиколониям

Минюст продолжает проект по выводу всех тюремных учреждений из городов

Тэги: фсин, объекты, тюремные учреждения, дальний восток, мультиколонии, мнение

On-Line версия

фсин, объекты, тюремные учреждения, дальний восток, мультиколонии, мнение Фото Reuters

По информации «НГ», президент Владимир Путин не просто так поддержал 14 марта идею о выводе объектов ФСИН и Минобороны из дальневосточных городов, чтобы на их месте появились дома, соцобъекты и парки. Как следует из ответа самого Минюста на запрос «НГ», продолжает готовиться пилотный проект казенных домов нового типа, которые уберут подальше от населенных пунктов. В таких мультиколониях действительно будут объединены СИЗО, учреждения разных режимов, правоохранительная и судебная инфраструктура. Вроде бы это поможет снизить затраты на содержание заключенных, уменьшить штат сотрудников, однако первоначальные вложения составят десятки миллиардов рублей. Пробный проект по-прежнему предполагается реализовать в Калужской области.

Министр юстиции Константин Чуйченко на совещании по развитию дальневосточных городов в присутствии президента РФ еще раз подтвердил подготовку в ведомстве проекта мультиколоний. Первый такой казенный дом нового типа должен появиться в Калужской области, там за одним забором будут объединены региональные СИЗО и колонии различного типа, промзоны и медучреждения. Там же оборудуют и судебные залы: «В таком учреждении также должны быть все условия для работы судов, следователей, органов прокуратуры, адвокатов и общественных организаций». Суть дела, по мнению Чуйченко, в том, что «нужно выносить из городов, из населенных пунктов эти учреждения».

О том, что «в Калужской области будет построена мультиколония ФСИН, площадь которой – более 100 га», говорится и в опубликованных Министерством экономического развития этого субъекта РФ документах территориального планирования. Предварительно стоимость строительства оценивается в 12 млрд руб., сроки – в течение трех-четырех лет. «Лагерный город» рассчитан на 3 тыс. человек. Областные власти считают появление такого учреждения полезным для развития своего столичного города, оно позволит разгрузить Калугу от нынешних колоний-поселений, быт в которых к тому же давно не соответствует санитарным нормам. Не забыты и «рабочие места и высокотехнологичные производства для заключенных».

На совещании с президентом Чуйченко пояснил, что для Дальнего Востока стоимость строительства возрастет примерно до 20 млрд руб. за одну мультиколонию. В самом Минюсте подтвердили «НГ», что данный проект – это часть программы по переносу старых тюрем из центров городов, о которой говорится и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2030 года. Сейчас «ведется работа по проектированию»: «В целях реализации Концепции в части оптимизации построения учреждений УИС принят федеральный закон, который предусматривает создание учреждений объединенного типа в соответствии с генеральной схемой размещения». Как говорится в ответе ведомства, это приведет к снижению издержек на содержание инфраструктуры УИС на 25%. А также обеспечит передислокацию учреждений за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и хорошей транспортной логистикой, позволит сократить риски возникновения чрезвычайных происшествий. В рамках данной работы как раз и выполняются мероприятия по строительству учреждения объединенного типа в Калужской области. В Минюсте подчеркивают, что выполнение проекта позволит достичь положенных норм по материально-бытовому обеспечению, создать современные условия для работы суда, прокуратуры, адвокатов и общественности, повысить уровень и качество служебно-оперативной деятельности.

Как сказал «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, он видит в данной инициативе и плюсы, и минусы. Есть немало СИЗО в регионах, которые находятся в старых, еще дореволюционных зданиях, условия содержания в них неудовлетворительные, никакие косметические ремонты не помогают. «Помнится, в городе Киров изолятор в центре города, на набережной. Вид удручающий. Хотя некоторые в местной преподавательской среде даже считали такое местонахождение изолятора позитивным воспитательным аспектом», – заметил он. С другой стороны, если СИЗО выносить за черту города, то возникает проблема их доступности: «Все мы знаем, какое мучение доставляют пробки в большинстве региональных центров, особенно на въезде и выезде. Посещение изолятора адвокатом, родственниками может занять половину дня. А что говорить о следователях, которые и раньше-то не особо баловали своих подопечных, ссылаясь на занятость. А каково будет членам ОНК, правозащитникам откликаться на горячие сигналы?» Но при этом, согласен Брод, нужно учитывать, что свободных площадей в городах действительно может не быть, так что вывод пенитенциарных учреждений за город – это единственный выход, чтобы обеспечить приемлемые условия содержания там граждан.

По мнению вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Ивана Мельникова, центр в Калужской области – это пилотный проект, который ФСИН и Минюст хотят запустить для того, чтобы сократить издержки на содержание заключенных. А также благодаря сокращению штатов сотрудников в таких учреждениях – уменьшить их некомплект. Возможно, из-за большого перелимита в СИЗО Москвы в Калугу можно будет отправлять часть заключенных из столицы до вступления приговора в законную силу. К сожалению, отметил правозащитник, такая практика уже повсеместно используется в Москве в последнее время, хотя многие заключенные при этом и жалуются, что нарушаются их права: «В частности, им приходится при переезде в другой регион зачастую искать себе новых адвокатов, так как из Москвы далеко не все готовы тратить по шесть, а то и более часов, на дорогу». Также Мельников призвал не забывать, что во многих регионах условия содержания на порядок хуже, чем в московских СИЗО, а члены ОНК там зачастую сами же бывшие сотрудники этих СИЗО, которые они и проверяют. Так что, по его словам, «неудивительно, что в регионах в последнее время из изоляторов редко приходит хотя бы какая-то информация о нарушениях».

«Конечно, подобные центры могут помочь в решении задач ФСИН, но, на мой взгляд, пока мы не решим проблему с реальным соблюдением прав заключенных, пока общественный контроль будет фактически формироваться по указке бывших и действующих правоохранителей, создание подобных центров может только усугубить ситуацию», – заявил «НГ» Мельников. Также, по его словам, под подобные гибриды нужно было бы поменять и нормативную базу как для содержащихся в местах лишения свободы граждан, так и для самих тюремщиков. При этом, напомнил он, лица, ранее не судимые, будут находиться рядом с уже отбывающими наказание со всеми вытекающими из этого потенциальными рисками – возможным дополнительным распространением деструктивной субкультуры, массовыми вымогательствами и т.д. 

Доктор юридических наук Илья Шаблинский сказал «НГ», что его отношение к эксперименту по сооружению универсальных лагерных городов «крайне настороженное»: «Первое, о чем я думаю, – это для начала гигантская площадка для освоения бюджетных средств. Можно представить, что это станет лакомым куском для подрядчиков, которые будут известны заранее». Во-вторых, заметил он, модернизированные исправительные колонии с более современными зданиями, с нормальной сантехникой и оборудованными больницами действительно нужны, но все это вовсе не требует масштабных вложений. Например, чтобы установить сантехнику хотя бы в нескольких изоляторах, нужны лишь точечные затраты и определенный уровень контроля. «Но этого не делается. Так что очень похоже на то, что у авторов задумки есть некая своя корысть. Но очевидно, что в условиях нарастающего бюджетного дефицита властям точно будет не до подобных мега-проектов», – считает Шаблинский.



Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1313
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1600
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1580
Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
3311

Другие новости