Фото агентства городских новостей "Москва"
Реформа срочной службы в вооруженных силах стартует с 1 января 2024-го, но возраст призыва с 18 до 21 года будут поднимать поэтапно в течение трех лет. Об этом говорится в законопроекте, который 13 марта внесен в Госдуму. Повышение же с 27 до 30 лет произойдет сразу – и это, видимо, тот самый резерв для увеличения численности армии до 1,5 млн. И если ровно через год в нее должны массово прийти взрослые призывники, то с ними будет проще заключать контракты.
Под инициативой об изменении закона «О воинской обязанности и военной службе» стоят имена главных думских генералов – председателя комитета ГД по обороне Андрея Картаполова, первого зампреда комитета Андрея Красова и зампреда Юрия Швыткина. То есть Минобороны официальной ответственности за это предложение, дескать, не несет.
Зато у военного ведомства, очевидно, окажутся развязанными руки для представления в текст собственных поправок, смысл и глубину которых, правда, все равно будет определять только политическое руководство страны. И, конечно, прежде всего в связи с задачами спецоперации, которая собственно и стала стимулом для выдвижения министром обороны Сергеем Шойгу плана об увеличении численности Вооруженных сил РФ до уровня в 1,5 млн человек. Но на первый взгляд внесенный 13 марта законопроект данной цели вроде как бы и не соответствует.
Преобразования должны начаться с 1 января 2024 года и пройти поэтапно в течение трех лет. Первый этап характеризуется повышением возраста призыва на срочную службу с 18 до 19 лет, с 2025-го брать в армию будут с 20 лет, а с 2026-го – уже с 21 года. Однако нетрудно заметить, что во всей этой росписи меняется лишь нижняя призывная планка, тогда как подъем верхней – с 27 до 30 лет произойдет одномоментно. Более того, основополагающая статья закона, которая и объясняет, что такое призыв на срочную службу, меняется таким образом: «Решение о призыве на военную службу может быть принято в отношении граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе)».
По поводу 18-летнего возраста в законе появляется специальная оговорка. Мол, такой гражданин может пойти в армию по личному заявлению и после решения соответствующей призывной комиссии. Однако верхняя планка меняется на более высокую по всему тексту закона, хотя пояснительная записка сосредоточена именно на выгодах от повышения возрастной планки именно нижней. «Реализация данного предложения позволит: исключить явку школьников и студентов в военные комиссариаты для участия в мероприятиях, связанных с предоставлением отсрочки от призыва на военную службу, сократить финансовые обязательства бюджета на медосвидетельствование призывников, получающих общее или среднее профобразование, на сумму свыше 639 млн руб. в год», – говорится в этом документе.
При этом тут же указывается, что все отсрочки, действующие для конкретных граждан и в целом в законодательстве, не отменяются. А это значит, что «предлагаемая норма приведет к сокращению количества граждан, которых можно призвать на военную службу». Поэтому для компенсации, дескать, и предлагается повысить верхний предел. И предоставить гражданам, которые до 27 лет родине так и не послужили, причем на незаконных основаниях, сделать это по желанию. Как говорится в пояснительной записке, из выводимых ежегодно в запас 80 тыс. 27-летних около 30 тыс. являются, по сути, уклонистами.
Судя по всему, призывники старшего возраста, которые, по расчету, начнут поступать в войска уже через год, то есть в весенний призыв, и будут тем самым резервом для роста их численности. А еще с гражданами от 27 до 30 лет, конечно, проще будет заключать контракты для участия в СВО или иной операции.