0
5915
Газета Политика Печатная версия

06.02.2023 20:42:00

Госдума вернет Херсон в Россию по закону

Создание федеральных судов в новых регионах требует много времени и денег

Тэги: госдума, законопроекты, федеральные суды, новые регионы, финансирование, затраты

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

госдума, законопроекты, федеральные суды, новые регионы, финансирование, затраты На приобретенных Россией украинских территориях предстоят серьезные затраты для обустройства судебной системы. Фото с сайта www.oblsud.zapgov.ru

На решение Госдумы 8 февраля выносятся законопроекты о создании в Херсонской области федеральных судов. По ДНР, ЛНР и Запорожской области они приняты в первом чтении, но их движение приостановлено. Причина тому, во-первых, деньги, а во-вторых, вопрос о своевременности мирной юстиции в зоне военного положения. В-третьих, споры о границах правосудия РФ: Запорожского горсуда, например, не предполагается, а Херсонский – запланирован.

Для Херсонской области предлагается общая для четырех новых субъектов РФ схема. Набор судей по конкурсу проводит Верховный суд (ВС), который в нужный момент и объявляет о готовности региона к вхождению в федеральную систему. В отношении ДНР, ЛНР и Запорожской области аналогичные пакеты – по паре законопроектов в каждом были приняты в первом чтении в декабре.

По Херсонской же области получилось более чем месячное отставание, но анализ соответствующего законопроекта показывает, что пауза с ним была необходима. Например, второй документ во всех парах одинаковый по цели – определить границы судебных территорий, но по содержанию между ними есть существенные различия. К примеру, республики Донбасса получают городские и районные суды вне зависимости от того, контролируют ли какую-то местность российские или украинские войска. А потому по закону в той же ДНР создаются, скажем, и Артемовский, и Славинский горсуды.

В Запорожье одноименных городского и районного судов не предполагалось явно ввиду неподконтрольности этих административных единиц. Но вот для Херсонщины этот принцип опять не применяется – горсуд данного города в законопроекте прописан. И после появления этого документа стало ясно, что законодатель решил применить в данном деле два разных подхода. Вряд ли это придумали формальные авторы – сенатор Андрей Клишас, депутаты Госдумы Павел Крашенинников и Ирина Панькина. Тем более вряд ли на это решился бы и ВС, который, похоже, хотя и составил нужные тексты, но не по своей инициативе, а по указанию сверху. Хотя все четыре новых субъекта РФ уже записаны в Конституцию, на территориальную целостность ДНР и ЛНР посмотрели исходя из принципа де-юре, а для Запорожья и Херсонщины оказалось достаточно принципа де-факто. Поскольку фактическое обладание территориями было разным: город Херсон какое-то время формально входил в состав РФ, а город Запорожье – нет, то исходя из этого и выстроили сетку федеральных судов.

Напомним, что 29 ноября прошлого года президент Владимир Путин, выступая на X всероссийском съезде судей, заявил, что в новых регионах федеральные суды следует создать «максимально оперативно». По обыкновению такие публичные высказывания главы государства означают, что он уже интересовался ходом процесса у отвечающих за него лиц, но определенных ответов получить не смог. В пояснительных записках к каждому из региональных пакетов парламентарии отмечают, что они помнят об указании Путина. Однако вот в заключении профильного комитета по херсонским проектам, а этот комитет возглавляет тот же Крашенинников, звучит уже несколько иная мелодия – мол, необходимо «дополнительно проработать вопрос сроков и механизмов вступления в силу».

Причин такой осторожности видится сразу несколько, причем одна из них совершенно очевидна – это деньги, другие же лучше отнести к разряду предположений. Что касается денег, то между законопроектами по Херсонской области и предыдущими разница в том, что под те были подготовлены финансово-экономические обоснования немалых бюджетных расходов, а под последнюю по поступлению инициативу такового нет. Указывается, что затраты будут произведены в рамках тех ассигнований, которые уже выделены на функционирование судебной системы РФ в 2023-м и последующие пару лет. В отношении же ДНР, ЛНР и Запорожской области речь шла как минимум о десятке миллиардов рублей на протяжении трех лет – и правительство отреагировало на это достаточно жесткими заключениями. То есть не поддержать законопроекты кабинет министров, конечно, не посмел, но указал, что с деньгами пока не все понятно. При этом парламентариям еще не было поставлено на вид нарушение Конституции, ведь те внесли затратные законодательные инициативы, не дожидаясь ответа от правительства.

Короче говоря, очевидно, что распространение федеральной судебной системы на новые регионы быстрым не станет, но не только из-за финансовых трудностей. Не меньше затруднений составляет кадровый дефицит. Во всех законопроектах сказано, что преимущество при заполнении вакансий будет отдано уже работающим на местах судьям. Понятно, что в ДНР и ЛНР они есть, причем уже давно не украинские. В Северной же Таврии суды имеются сугубо формально, считается, что они как бы действуют, но это единичные истории. Кстати, нехватка кадров – это проблема всех пророссийских властных структур в Запорожье и на Херсонщине, причем в последнем случае она просто глобальная.

Например, на официальном ресурсе обладминистрации размещается объявление о приеме на работу в аппарат нового правительства. И хорошо заметно, что разыскиваются именно главные и ведущие сотрудники, то есть те, у которых есть немалый шанс как-нибудь утром или вечером подорваться в автомобиле, заминированном украинскими диверсантами. Поэтому-то третья причина торможения судебной реформы как минимум в двух самых новых субъектах РФ – это неуверенность в их дальнейшем существовании. Но одно дело, когда в этом сомневаются люди на местах, а совсем другое – высокопоставленные федеральные чиновники или сенаторы с депутатами. 


Читайте также


В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

Михаил Сергеев

Список индустриальных инициатив сократился в полтора раза

0
973
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
1505
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
4286
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
3072

Другие новости