Фото агентства городских новостей "Москва"
В феврале по традиции начинается подготовка к очередному единому дню голосования (ЕДГ). В этом году наработанный порядок нагружается тем, что после региональных выборов быстро стартуют уже выборы президента. То есть правовые и технологические ноу-хау придется обкатать заранее именно на ЕДГ. Пока наиболее актуальным, но одновременно и туманным остается ответ на вопрос о масштабах применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в ходе обеих предстоящих кампаний. ЦИК РФ, похоже, сейчас не рекомендует сильно рисковать, но провластные активисты уже лоббируют увод политического процесса в онлайн по максимуму.
Центризбирком анонсировал на 2 февраля совещание с рядом сенаторов из комитета верхней палаты по регламенту и организации парламентской деятельности по перспективам «применения современных цифровых решений в избирательном процессе в ЕДГ 10 сентября 2023 года и на предстоящих выборах президента РФ 2024 года». В мероприятии предполагалось участие также разработчиков и эксплуатантов как федеральной системы ДЭГ, пока еще по большому счету экспериментальной, так и московской, которая действует уже в течение нескольких лет. Обещана ЦИКом была презентация и некой экспозиции «Передовые технологии в избирательном процессе».
Информационных следов данного совещания, впрочем, обнаружить не удалось. Кроме разве что сообщения зампреда Центризбиркома Николая Булаева о выходе столичного ДЭГ на новый уровень проникновения в электоральное поле. «Москва идет еще дальше. Они пытаются разработать терминал, который позволяет человеку проголосовать электронно, его голос сразу падает в результаты дистанционного электронного голосования», – пояснил он. Информагентство Интерфакс отметило, что Булаев сказал это на заседании ЦИКа, которого 2 февраля, правда, не предполагалось.
Видимо, речь как раз и шла о вышеупомянутом совещании. В ходе него Булаев и объяснил: «Мы сейчас пока находимся в режиме дискуссии. Первый прототип терминала уже готов. Я думаю, что к выборам мэра будет предложен новейший шаг в технологическом развитии, оснащении в Москве». Смысл в том, что в отличие от прежних комплексов электронного голосования (КЭГ), которые были признаны неудачными, сняты с производства и изымаются с участков, новый терминал должен позволить гражданину отдавать голос без какого бы то ни было участия членов участковой комиссии.
Таким образом, ДЭГ в полном смысле уже не будет соответствовать понятию «дистанционное голосование», но зато станет доступным тому традиционному избирателю, который привык именно ходить на выборы, а не заходить на них.
Однако при этом достаточно хорошо заметно, что в целом Центризбирком вовсе не продвигает срочно прямо на всю страну федеральную систему ДЭГ. Скажем, пока со стороны главной комиссии звучат слова, что право на участие получат те регионы, где доступ к порталу «Госуслуги» пользуется широкой популярностью. С одной стороны, под этот критерий подходят практически все субъекты РФ, ведь общение граждан с государством на этой интернет-платформе в основном и сосредоточено. Но с другой стороны, для ее применения на выборах есть еще и многие технические условия, которые готов выполнить не каждый регион. Впрочем, заметно, что снизу, а именно от провластных общественных активистов, сейчас, похоже, активно формируется запрос на масштабное внедрение ДЭГ в рамках именно ЕДГ-2023.
Например, ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ), которая является основным оператором системы по охране выборов от постороннего вмешательства – так называемого общественного наблюдения, явно готова защищать и ДЭГ. Последний, напомним, активно критикуется со стороны оппозиции – прежде всего КПРФ. В ответ от того же НОМа звучат утверждения, что «Россия идет по единственному верному пути, ДЭГ внедряется в практику довольно аккуратно, все открыто, прозрачно, на обсуждениях темы присутствует общественность, есть общественный контроль».
Короче говоря, зампред Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате РФ Алена Булгакова заявила: «Ожидаем, что будет расширение этой практики в регионах». Эти слова она произнесла на круглом столе в Экспертном институте социальных исследований, то есть аналитическом центре, работающем по заказам администрации президента. На мероприятии, кстати, прогнозировали уход в онлайн и значительной части агитационных процедур. В общем, следует ожидать, что политический процесс все больше будет становиться виртуальным: по ходу ЕДГ-2023 пройдут испытания в тестовом режиме, а кампания-2024, похоже, станет полноценным таким кейсом.