Подразделение «Сталинград» из Волгоградской области не испытывает материально-технических затруднений. Фото из Telegram-канала Андрея Гимбатова
Появились сообщения о планах Минобороны РФ взять на довольствие добровольческие формирования в зоне СВО. Это нормативный акт для реализации закона, действующего с ноября. Военному ведомству разрешено создавать такие структуры по решению президента. И, похоже, главной задачей будет легализация добровольцев. А среди них есть и именные региональные батальоны, и отряды депутатов и прочих VIP-контрактников, и реально воюющие подразделения.
На портале нормативных актов военное ведомство разместило проект приказа министра обороны Сергея Шойгу, который необходим во исполнение федерального закона № 419-ФЗ от 4 ноября 2022 года. Однако более важный подзаконный акт Минобороны по этой тематике был опубликован ранее.
Речь идет об еще одном – и ключевом приказе Шойгу, направленном на реализацию того же закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», название которого, как обычно, ни о чем не говорит. На самом же деле данный закон – это свод поправок, легализующих понятие добровольца спецоперации. То есть как бы вполне себе срочно необходимый документ. Тем не менее все нюансы данного закона, судя по всему, будут определены самое ранее только в конце февраля – начале марта, когда и произойдут утверждение и регистрация соответствующих приказов МО. Но дело даже не в этих формальностях, а в том, когда военное ведомство сумеет реально развернуть ту деятельность, которая подразумевается данными приказами. При этом еще более важно, что закон подразумевает в качестве стартовых ряд решений со стороны Верховного главнокомандующего.
Президент РФ Владимир Путин, во-первых, должен дать указание о создании добровольческих формирований, причем не совсем понятно – в целом или по каждому из них в отдельности. Такое полномочие президента хотя бы явно прописано в тексте закона. Во-вторых, глава государства вроде бы как должен установить еще и общую численность таких формирований, что вытекает уже из ведомственных документов. Между тем в законе говорится, что численность определяет само военное ведомство, приказ же вообще отдает это на откуп Генштабу. Впрочем, судя по всему, президент всех положенных решений пока не принял, очевидно, что его указы либо распоряжения последуют по итогам доклада армейцев. Скорее всего, правда, такого рода решения будут засекречены хотя бы потому, что они либо окажутся напрямую связанными с боевыми действиями в ходе СВО, либо по неким дополнительным причинам, предположение о которых будет высказано ниже.
Стоит отметить, что в сообщениях о проекте приказа МО, который связан с обеспечением добровольцев оружием и техникой, говорится: Минобороны должно определить порядок обеспечения добровольческих формирований вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, а также порядок продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях. Добровольцев предполагается снабжать по тем же нормативам, что действуют в Вооруженных силах РФ. Форму и другое имущество им предоставят воинские части по месту приписки, или, по терминологии МО, части-формирователи.
Если же обратиться к прежде опубликованному проекту приказа Шойгу, то уже из его названия становится понятно, что суть законодательных новаций следует искать именно тут: «Об определении порядка поступления граждан РФ в добровольческие формирования и пребывания в них, требований, предъявляемых к гражданам РФ, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, порядка исключения граждан РФ из добровольческих формирований, а также порядка заключения контракта гражданами РФ о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта». С одной стороны, это подлинный образчик армейской бюрократии, чего стоит одно определение, скажем, пьянства во время службы – «добровольное приведение себя в состояние опьянения». С другой же стороны, это вполне подробное разъяснение того факта, что добровольцы совершенно ничем не будут отличаться от нынешних контрактников. Единственная разница между ними будет в том, что последние поступают в имеющиеся воинские части. А первые направляются в некие новые, создаваемые при действующих подразделениях или вообще рядом с ними.
Более того, очевидно, что необходимость такой конструкции как в законе, так и в приказе МО максимально завуалирована: «Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ». Из этого вытекает, что добровольцы СВО могут как участвовать непосредственно в боевых действиях, так и находиться, как говорится, рядом. В любом случае, как написано в законе и разъясняется в приказе, они приравниваются к контрактникам по всем правам, обязанностям, привилегиям и льготам.
И нигде невозможно прочитать, а зачем нужны эти добровольцы, которых явно гораздо проще было бы элементарно зачислить в штат Вооруженных сил РФ. Тут необходимо перейти к тенденции последнего времени, когда все больше представителей власти разного уровня уходят или по крайней мере заявляют об уходе на СВО-службу. Судя по всему, теперь это становится необходимым этапом карьеры, во всяком случае, для наиболее понимающих ситуацию чиновников и депутатов. Похоже, что это если и не указание сверху, то четкое понимание ими той степени внимания, которое уделяет спецоперации лично Путин. И, конечно, тот, кто в этом деле сможет отличиться, при прочих равных получит преимущество перед теми, кто вовремя не сообразил одеться в камуфляж.
Однако понятно, что выпускать отряды народных избранников и прочих VIP-контрактников прямо на линию боевого соприкосновения никто не станет, да многие из них и сами, наверное, туда вряд ли поторопятся. А ведь есть еще и сформированные во многих субъектах РФ добровольческие батальоны с красивыми именованиями, эмблемами и шевронами. Это, очевидно, проявление уже губернаторского кипиай, недаром главы регионов обязательно докладывают президенту о местных добровольцах. Короче говоря, можно предположить, что какая-то часть из всего этого парада, очевидно, до участия в боях реально не дойдет, но при этом мощно засветится. С другой же стороны, уже с 2014 года на территориях ДНР и ЛНР действуют вполне самостоятельные боевые единицы, сформированные по типу ЧВК Вагнера. И по поводу них российским властям рано или поздно тоже что-то придется решать. Поэтому-то, видимо, ни самим законом, ни с подзаконными к нему актами особой спешки и не наблюдается.