В Донецкой народной республике уже формируется своя избирательная комиссия. Фото с сайта www.dan-news.info
ЦИК России 23 января объявил о приеме кандидатур в избиркомы Запорожской и Херсонской областей. ДНР и ЛНР уже формируют свои комиссии. Законы о принятии четырех регионов в состав РФ требуют провести выборы их парламентов 10 сентября 2023 года. Однако там не зафиксированы никакие правовые нормы, а также не указано, что в тот же срок необходимо избрать и глав новых субъектов РФ. Поэтому федеральные власти сами путаются, какое же количество кампаний пройдет в единый день голосования (ЕДГ). Фактор «X» – это и действующее военное положение, во время которого электоральные действия вроде бы запрещены. Судя по всему, итоговые решения Кремль найдет ближе к лету, соотнеся спецоперационную необходимость и политическую целесообразность. Эксперты утверждают, что именно та и окажется более весомой.
В объявлениях ЦИКа о приеме предложений по кандидатам в состав запорожской и херсонской комиссий уточняется, что в каждой из них по 10 вакансий. Половину мест заполняют врио губернатора Евгений Балицкий и Владимир Сальдо, другая половина отдана в распоряжение Центризбиркома. А представлять кандидатуры будущих членов этих избиркомов с правом решающего голоса смогут как парламентские партии, так и иные общественные объединения. В ДНР и ЛНР при этом вводятся свои решения по формированию структур для первых выборов по российскому законодательству. Донецк, например, принял закон «О системе избирательных комиссий», что в обычных субъектах РФ не предусмотрено.
И здесь всплывает первое не столько правовое противоречие, сколько юридическое недоумение по поводу того, что пока никому не ясно, будут ли общефедеральные избирательные стандарты применены в новых регионах в полном объеме или в приспособленном? Заметим, что тот же ЦИК вообще запутался в подсчетах того, сколько кампаний будет в рамках ЕДГ-2023 и каких. Скажем, 9 января была опубликована инфографика, где шла речь о 25 губернаторских кампаниях, пять из которых планировались непрямыми.
Напомним, что в новых регионах их глав точно будут выбирать собственные парламенты, как это предусмотрено и в ряде северокавказских республик и в северных автономных округах. При этом и число избираемых заксобраний было указано 20, то есть парламенты ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсонщины тоже были учтены. Однако 20 января председатель ЦИК РФ Элла Памфилова уже говорила о 23 выборах высших должностных лиц, считая только республики Донбасса. По поводу регионов Северной Таврии она высказалась несколько туманно: мол, выборы тамошних руководителей будут в рамках ЕДГ-2023, но их порядок определят позже.
Но статистика – это еще не основная трудность. В схеме, оглашенной Памфиловой, остаются непонятными такие моменты: какие составы парламентов будут голосовать за глав и каким образом в Запорожье и Херсонщине можно одновременно выбирать обе ветви власти. Первый вопрос касается прежде всего ДНР и ЛНР, в которых действуют Народные собрания, временно обладающие всеми полномочиями. Но не уточняется, изберут ли Дениса Пушилина и Леонида Пасечника, именно они или проголосуют уже новые депутаты. В двух других регионах вообще не ясно, что делать, ведь для подведения итогов выборов даже по партспискам все равно нужно какое-то время, а значит, Балицкого и Сальдо уже никак не получится наделить властью именно в ЕДГ, как это заведено при непрямых выборах.
Глав новых регионов страны президент РФ пока может оставить в статусе врио. Фото Sputnik/Reuters |
Впрочем, эксперты успокоили «НГ», что в любом случае военная составляющая скорее всего уступит политической целесообразности, а значит, то ли через правовую казуистику, то ли через прямую отмену ряда норм, но выборы обязательно будут проведены. Например, депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила: «Очевидно, что путаница в заявлениях возникает потому, что еще нет окончательного решения, в каком формате будут проходить эти выборы». Тем не менее, по ее мнению, «одно ясно уже сейчас: даже если эти выборы не будут отвечать легитимности с точки зрения права, то им по-любому постараются придать налет такой легитимности». Она согласна, что если законодательство не сможет этого обеспечить, то вполне вероятно появление там новых норм. Слабунова допускает, что «возможно, военное положение отменят на время выборов, а потом вернут либо сузят количество территорий, подпадающих под указ», а также не исключает, что на формат выборов может повлиять вероятная переговорная стадия спецоперации.
Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов заметил, что в словах верховных руководителей и низовых чиновников несоответствия бывают, тем более когда нет готового плана действий. «С Запорожьем и Херсоном пока проблемы даже с выборами в заксобрания, а потому и происходят метания в заявлениях о формах и количестве выборов», – считает он. При этом Емельянов уверен, что в любом случае власть до последнего будет использовать легитимные формы, чтобы обосновать свои решения. Так, если в условиях военного положения нельзя проводить выборы, то отменят либо военное положение, либо выборы – хотя бы на какой-то период.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «ЦИК оформляет политические решения Кремля, а пока, видимо, полной определенности нет. В любом случае, как только будут готовы решения, чиновники разберутся, какую форму им придать. Избрать сперва депутатов, а потом губернаторов, избирать старым составом или продлить полномочия врио». Эксперт отметил, что для власти теперь не столь важна правовая четкость, обосновать могут любые решения – взять хотя бы прецедент со сменой главы Счетной палаты по старому закону, не соответствующему Конституции. Что же касается выборов во время военного положения, то Макаркин предположил: законы могут поменять или внести в них правку, причем в тот же закон о военном положении, но все это – исходя из политической ситуации. «Есть желание легитимизировать власть на новых территориях. Например, врио и так можно было бы избрать не прямым путем, военное положение вряд ли помешает работе депутатов, а там, где еще нет депутатов, можно было бы автоматически продлевать полномочия врио. Поэтому когда выберут конкретный вариант, под это дело и внесут нужные юридические правки, если потребуется», – подчеркнул он.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «У нас нет по сути разделения ветвей власти, ЦИК – это не самостоятельный орган, а придаток исполнительной власти, комиссия ничего не решает, а только выполняет поручения. Поэтому ЦИК ждет четких сигналов сверху, а видимо, общая неопределенность ситуации затягивает решения со стороны Кремля. Поэтому и возникают разночтения в статистике. Но ясно одно, что Кремлю просто необходимо легитимизировать российскую государственность на новых территориях, то есть избрать заксобрания и губернаторов. Чтобы показать и гражданам РФ, и Западу: местное население, во-первых, с радостью интегрировалось в РФ – явка на выборах большая, а результаты высокие, во-вторых, оно имеет право на выборы и само решает свою судьбу на голосовании, в-третьих, это население имеет равные права со всеми россиянами. Исходя из этих подходов, власти и ищут выход, как поступить с выборами». По мнению эксперта, при этом постараются купировать все риски и угрозы, например, заксобрания будут выбирать по партспискам, одномандатников же пока не будет. Потому что прежде нужно интегрировать в новые территории парламентские партии – и в первую очередь «Единую Россию», а во-вторых, сейчас сложно проверять каждого кандидата. Что же касается военного положения, то Калачев уверен, что из-за него выборы точно не отменят: «Либо подправят законы, либо отменят на время само это положение, власти найдут способ обойти нынешний запрет. Потому что в первую очередь верх всегда берет политическая целесообразность, а под нее уже подгоняются законы».