Заксобрание Алтайского края проигнорировало инициативу о народном опросе. Фото с сайта www.akzs.ru
Инициативу алтайского крайкома КПРФ о народном опросе против возможного применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) Заксобрание проигнорирует. Предложение не включили в повестку ближайшего заседания 26 января благодаря юридической хитрости: такие опросы могут проводить только органы госвласти, а региональный избирком – это просто госорган. Между тем, как выяснила «НГ», отношение коммунистов к ДЭГ меняться не будет, они по-прежнему нацелены на его бойкот, несмотря на то что одно это дает возможность оправдывать высокие результаты партии власти на интернет-выборах.
Предложение о народном опросе по ДЭГ, как стало известно «НГ», профильный правовой комитет Заксобрания Алтайского края рассмотрит 25 января. То есть пока нельзя сказать, что инициативу коммунистов окончательно заблокировали, но сами они ее перспективы прекрасно представляют.
Напомним, что депутаты от КПРФ 28 декабря подали на имя главы региона ходатайство о проведении народного опроса о неприменении ДЭГ на выборах губернатора 10 сентября 2023 года (см. «НГ» от 28.12.22). Под документом было 20 подписей, а значит, Заксобрание вроде бы вынуждено было его рассмотреть. Однако тем самым коммунисты поставили бы власти в неудобное положение, так что те принялись искать выход и в итоге нашли его в сфере юридической казуистики. Глава фракции КПРФ Андрей Кривов рассказал «НГ»: «Проект повестки заседания утвержден официально, поэтому пункт об опросе уже не внесут. Комитет по правовой политике и местному самоуправлению должен дать свою оценку 25 января, но нам уже намекнули, что решение будет отрицательным. «Единая Россия» двумя руками за ДЭГ, так что решение больше политическое, хотя там есть и финансовая составляющая. Такие опросы проводят по правилам референдума, мобилизуя для этого всю избирательную систему края». По словам Кривова, ряд возражений единороссов он уже услышал. Так, глава правового комитета и вице-спикер Заксобрания Денис Голобородько указал на то, что механизм народного опроса реализуют лишь органы госвласти. А крайизбирком, которому и предстояло бы опрос проводить, к таковым не относится, комиссия – это только госорган. «То есть против нас применено такое юридическое крючкотворство», – отметил депутат-коммунист.
Первый секретарь крайкома депутат Госдумы Мария Прусакова подтвердила «НГ»: «Суть отказа, если говорить бытовым языком, сводится к тому, что такие опросы проводятся по инициативам госорганов, а крайизбирком, мол, не госорган. Но нам понятно, что подоплека тут политическая. Любая инициатива, касающаяся губернаторских выборов, для краевых властей животрепещущая. Никто не мог бы сказать наверняка, как в результате такого опроса проголосовали бы избиратели, был большой риск, что они выступили бы против ДЭГ на губернаторских выборах. После этого его вводить, игнорируя мнение населения, властям было бы неудобно с репутационной точки зрения. Поэтому проще не давать провести опрос, результаты которого КПРФ использовала бы для агитации во время предвыборной кампании». Прусакова напомнила «НГ», что в крае на выборах всех уровней, в том числе парламентских и президентских, ЕР и президент получили один из самых низких результатов по стране наряду с Якутией. Коммунисты же и их кандидаты – одни из самых высоких. «Так что если кандидат КПРФ попадает на губернаторские выборы, то почти гарантированно будет второй тур. А если он победит, то у него есть все шансы нормально работать, потому что у новой исполнительной власти будет законодательная опора в виде крупной фракции в Заксобрании», – пояснила она. При этом у КПРФ есть 250 своих низовых депутатов и сторонники среди независимых муниципалов, так что имеются шансы пройти предвыборный фильтр.
Между тем Прусакова подтвердила «НГ», что с отношением к ДЭГ Компартия до конца пока не определилась. «Мы, конечно, против этого инструмента, учитывая его непрозрачный характер, ведь в выборах главное не удобство, а легитимность. ДЭГ же лишает людей тайны голосования. Что касается бойкота ДЭГ, то если зарегистрируют нашего кандидата, то согласуем с ЦК, как быть с агитацией против ДЭГ», – подчеркнула она. Аргументы КПРФ против ДЭГ, напомним, кратко сводятся к таким тезисам: система «похожа на черный ящик и дает преимущество власти», оппозиционные наблюдатели «смотрят на экраны с цифрами, как папуасы на лампочки». И действительно, на прошлых выборах разного уровня с использованием ДЭГ партия методично призывала избирателей его бойкотировать, голосуя исключительно на участках. Но это, в свою очередь, давало властям повод утверждать: дескать, в ДЭГ абсолютное большинство ЕР и берет только потому, что оппозиция его бойкотирует. Поэтому вполне можно было бы предположить, что даже если бы КПРФ и выступала дальше против ДЭГ, но перестала бы транслировать бойкотную технологию, то тем самым она выбила бы из рук власти серьезное информационное оружие. Однако, похоже, установка останется прежней. Например, член президиума ЦК Георгий Камнев заявил «НГ»: «Цель КПРФ не почву у власти из-под ног выбивать, а добиваться честной победы на выборах и вообще в политической борьбе. Поэтому мы идем прежним курсом, невзирая на крики госпропаганды, ничего менять не собираемся. Мы будем добиваться прозрачности, призываем избирателей приходить на участки, а не голосовать электронно».
Камнев, правда, допустил такую возможность, когда КПРФ может выступить с инициативой по контролю ДЭГ хотя бы среди сторонников. Например, избиратель голосует за КПРФ и присылает на сайт партии скриншот, а та потом подсчитывает число голосов. При расхождении с официальными данными это может дать аргумент против власти. Но Камнев заметил, что система такого контроля – это дело трудоемкое и несовершенное, в конце концов могут прийти провокаторы, которые заявят, что прислали скриншоты за КПРФ, но сами голосовали по-другому.Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «КПРФ сама себя загнала в угол, громко и последовательно заявляя, что ДЭГ выгоден только властям, потому что отбирает у оппозиции результаты, а у людей право голоса. После этого сойти с рельсов сложно. Как оппозиция КПРФ должна быть последовательной: и раз коммунисты продолжают судиться и бороться за отмену ДЭГ, а их спикеры выступают против, то они и вынуждены идти до конца». При этом эксперт предположил, что КПРФ, видимо, просчитала, что именно их избиратели не особо пользуются ДЭГ. «В каком-то смысле коммунистам даже выгоднее подчеркивать, что за них голосуют в урны, за власть – электронно, а победу у левых воруют. Такое четкое разграничение имеет свой пропагандистский эффект», – подчеркнул Калачев. Но если бы КПРФ действительно перестала призывать к бойкоту ДЭГ, даже оставаясь его противником, то власть потеряла бы основной аргумент в поддержку объективности тотальных побед ЕР на интернет-выборах. «Отказ КПРФ от бойкота ДЭГ поставил бы власть в реально неудобное положение, но хотят ли коммунисты этого на самом деле?» – спросил эксперт.