Фото Reuters
В Госдуму поступили законопроекты, предусматривающие создание федеральных судов в новом субъекте РФ – Херсонской области. Аналогичные инициативы по ДНР, ЛНР и Запорожской области прошли первое чтение в конце декабря, а потом были приостановлены. Судя по всему, в том числе и из-за того, что требовалось подождать политического решения сверху по четвертой территории. И теперь оно, видимо, принято – в перечне херсонских судов есть и городской, который создается в столице региона, сейчас России неподконтрольной, и районные суды на правобережье Днепра. Таким образом, явно подчеркивается, что претензии на всю Херсонщину сохраняются в соответствии с записью в Конституции РФ.
Напомним, однако, что в Запорожье – как в самом городе, так и в одноименном районе вокруг него – Россия создавать соответствующие суды почему-то не захотела, хотя, казалось бы, чего проще записать на бумаге еще пару-тройку строчек. Например, в отношении ЛНР и, особенно, ДНР так и было сделано. Последняя республика, в соответствии с именным законопроектом, федеральными судами была охвачена целиком, там упомянуты и Артемовск, и Славинск, и Краматорск, и прочие города Донбасса. И новые луганские суды тоже теоретически предписано развернуть по всему этому субъекту РФ вне зависимости от стадии фактического вооруженного контроля над ним.
Так что теперь, похоже, проект закона о российских судах в Запорожской области придется приводить к общему знаменателю, а иначе отказ от части территории уже будет выглядеть подозрительно, если вообще не антиконституционно. Ведь одну логику, когда в двух регионах суды выстраиваются в соответствии с ситуацией де-юре, а в двух – по состоянию де-факто, еще как-то можно объяснить. Скажем, некими дальнейшими планами Кремля. Но другое дело, когда появляется единичное исключение, никак официально и не разъясняемое. Однако это уже, конечно, дело, а стало быть, и формальная ответственность, авторов всего судебного пакета – сенатора Андрея Клишаса и депутатов Госдумы Павла Крашенинникова и Ирины Панькиной. И, естественно, это забота ГПУ, то есть в данном случае Государственно-правового управления президента РФ, которое за парламентариями и законопроектами незримо, но непременно стоит.
Судя по всему, там, в ГПУ, вместе с сенаторами и депутатами читают «НГ», которая обращала внимание на данную коллизию (см. «НГ» от 16. 01. 23). Ранее был опубликован даже своего рода намек на имеющийся вопрос в контексте данного подхода к Запорожской области: это уже состоявшееся нарушение территориальной целостности РФ или еще только подспудное указание на предстоящие «жесты доброй воли»? Впрочем, после недавних заявлений президента Владимира стало ясно, что здесь было, видимо, небольшое правовое недоразумение. Стало ясно, что Россия через свои суды по-прежнему претендует на всю территорию Херсонской области. Следовательно, трактовать юридически витиеватое описание границ каждого из новых субъектов РФ следует в том смысле, что те все-таки совпадают с прежними административными границами украинских регионов.