Отношения с Советом Европы Россия разорвала еще в марте прошлого года. Фото с сайта www.coe.int
«Яблоко» в третий раз дополнило свой «Реестр репрессивных законов», в котором теперь уже 62 нормативно-правовых акта. Среди новаций «закон о дискредитации Вооруженных сил РФ». Оппозиционеры опираются на заключения международных правозащитных инстанций и аналогичных российских структур. Активность последних объективно сокращается, так же как и число актуальных для РФ договоров по правам человека. Например, президент внес в Госдуму законопроект о денонсации всех соглашений с Советом Европы.
Партия презентовала уже третью версию «Реестра репрессивных законов в России», который ведется с 2019 года. Яблочники подчеркивают, что критериями для внесения закона или указа в список являются не оценочные политические суждения, а мнение международных или российских правозащитных структур.
Пункты реестра сопровождаются, например, пояснениями Управления верховного комиссара ООН по правам человека или Комитета ООН по правам человека, Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) или Венецианской комиссии, а также уполномоченного по правам человека в РФ или Совета по правам человека при президенте РФ.
В обновленной редакции теперь 62 нормативно-правовых акта, то есть их стало на четыре больше. Среди дополнений – принятые в марте прошлого года законы, которые уже в октябре Комитет ООН по правам человека назвал «необоснованно ограничивающими свободу выражения мнений» в таком документе, как «Заключительные замечания по восьмому периодическому докладу РФ». В числе новинок, конечно, и «закон о дискредитации Вооруженных сил РФ». На основании тех же замечаний экспертов ООН в реестр включен и принятый летом закон, дополняющий УК РФ ст. 275.1 «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией». Введенные формулировки представляются Комитету ООН по правам человека неоправданно широкими и размытыми.
Член федерального политкомитета «Яблоко» Александр Гнездилов подчеркнул, что ситуация с правами и свободами в России продолжает стремительно ухудшаться, это отражается и на оценках международных организаций. «Раньше тот же Комитет ООН по правам человека, упоминая конкретные законы РФ, обычно просто выражал обеспокоенность в связи с правоприменением. В докладе же прошлого года эксперты ООН чуть ли не впервые сочли необходимым прямо указать, что ряд законов нужно отменять просто целиком. То есть это уже не вопрос о произвольной трактовке законов органами власти – а вопрос о самих законах, имеющих, по оценке Комитета ООН, изначально, базово антиправовой характер», – настаивают в «Яблоке».
Гнездилов при этом отметил, что в последние месяцы парламентом принят еще целый ряд законодательных актов, имеющий высокие шансы на то, чтобы пополнить в будущем уже четвертую редакцию «яблочного» реестра. В целом же список «репрессивных законов» состоит из тех актов, которые давно подвергались критике со стороны оппозиции и правозащитников. Это, скажем, законы «О прокуратуре», «О митингах», «О противодействии экстремизму», «О гостайне», «О противодействии терроризму» и т.д. Среди новинок можно увидеть закон «О публичной власти» и многочисленные поправки, регулирующие борьбы с иноагентами.
Член федерального политкомитета «Яблока» отметил, что уже есть определенные соображения, какие законы могут войти в четвертую редакцию яблочного реестра. «Судя по предыдущим решениям комитета по правам человека ООН и Венецианской комиссии, можно ждать, что в реестр к нам будут попадать все законы, направленные на внесудебные ограничения свободы слова. То же относится к любым новым репрессивным мерам против неугодных граждан, объявляемых иноагентами. Наверняка та же судьба ожидает и новый закон против ЛГБТ. Высоки шансы и у декабрьского закона, запретившего россиянам проводить акции протеста у органов власти», - рассказал Гнездилов «НГ».
Между тем президент Владимир Путин внес в Госдуму предложение о списочной денонсации соглашений России с Советом Европы, в том числе основополагающую Европейской конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Предлагается разом отменить действие 21 соглашения, что представляется сомнительным с правовой точки зрения, поскольку все они ратифицировались по отдельности, но, судя по всему, должно выглядеть политической демонстрацией полного разрыва России с западными ценностями. Напомним, что в середине марта прошлого года Россия то ли самоисключилась из Совета Европы, то ли была им из своих рядов исключена в наказание за спецоперацию. Таким образом, все договоры и многочисленные протоколы к ним и так потеряли действие. Прямо в марте, как утверждали власти РФ, или в сентябре, как поправляли их из Европы. Так что вопрос лишь в том, почему Кремль не решился на денонсацию скопом, скажем, полгода назад либо не перенес ее в отдаленное будущее или вообще отложил на потом. Видимо, сейчас для показного жеста возникла некая политическая необходимость.
Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила «НГ», с чем это может быть связано: «Это очередная демонстрация силы западному миру, но на деле – это отказ от общеевропейских правовых процессов, то есть выход из цивилизованного международного сообщества. Это также и проявление национальной гордыни: нас не исключили, мы сами ушли! Россия в очередной раз подчеркивает, что у нее особый путь, по которому мы все идем и ни на кого не оглядываемся. Также здесь просматривается цель усиления и нагнетания риторики «осажденной крепости». Лучшая оборона – это нападение, по такому принципу в последнее время и делается политика». По мнению яблочницы, демонстрация рассчитана как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию. Причем в первую очередь – именно на граждан РФ, потому что властям ничего не мешало и дальше оставаться в правовом поле международных организаций, но по-прежнему его не соблюдать. Однако, считает Слабунова, в условиях СВО властям необходима поддержка тех граждан, которым необходимо видеть, что потепления отношений с Западом в ближайшее время не будет.