Законопроекты о судах РФ в республиках Донбасса и Запорожье появились еще в декабре, по Херсонской области решения нет. Фото с сайта www.dan-news.info
В программе Госдумы на весеннюю сессию 2023 года пока нет законопроектов о расширении на новые регионы системы правосудия РФ. Первое чтение прошло в конце декабря, тогда же ожидалось и полное утверждение. Но скорость привела к нарушениям: правительство не успело представить заключения по неизбежным расходам бюджета в размере около 30 млрд руб., а без этого депутатам вообще-то и нельзя было голосовать. Теперь работа, похоже, приостановлена, хотя дело, судя по всему, не столько в дефиците средств, о чем тихо, но твердо напомнил кабинет министров, сколько в неясности перспектив спецоперации. Например, в ГД так и не появилось инициатив по судебной интеграции Херсонской области.
На первом после каникул заседании Госдумы 17 января предстоит утвердить месячный график рассмотрения законопроектов и их роспись на всю весеннюю сессию нижней палаты вплоть до июля. Ни в одном из этих перечней на текущий момент нет указаний на инициативы сенатора Андрея Клишаса и депутатов ГД Павла Крашенинникова и Ирины Панькиной об интеграции в судебную систему РФ как ДНР и ЛНР, так и Запорожской области.
С одной стороны, конечно, Госдума при необходимости всегда оперативно корректирует собственные законотворческие планы, но с другой, показательно, что до сих пор остается без объяснений факт резкого торможения шести принятых в декабре в первом чтении проектов. Напомним, что по каждому из новых субъектов РФ были подготовлены два документа – «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов» и «О создании судов РФ». Причем законопроекты, касающиеся республик Донбасса, пришли на Охотный Ряд 8 декабря, Запорожье было оформлено аналогичным образом неделю спустя, а вот по Херсонской области подобного решения так и не появилось даже в середине января. Думцы приступили к работе над этим направлением расширения страны практически в авральном режиме. ДНР и ЛНР прошли через первое чтение 13 декабря, 20-го числа были проголосованы и законы по Запорожью.
Депутат Госдумы Ирина Панькина указала коллегам на срочность законопроектов о создании российских судов на новых территориях. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
При этом Панькина вопреки традиции не сказала ни слова о позиции правительства по той части подготовленных материалов, которые были связаны с финансово-экономическим обоснованием процесса судебной интеграции. В совокупности речь шла примерно о 30 млрд руб., выделение которых, правда, предполагалось растянуть на несколько лет. Напомним, что переходный период для ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона установлен до 1 января 2026 года. Однако, по Конституции, те проекты законов, которые предусматривают расходы федерального бюджета, без соответствующего заключения исполнительной власти даже не могут быть внесены. А по сложившейся традиции Госдума не рассматривает никаких инициатив и в том случае, если от кабинета министров нужен всего лишь простой отзыв.
Как выяснилось впоследствии, заключения правительства по всем трем новым регионам поступили в нижнюю палату позже дат первого чтения. При этом в них тихо, но твердо была прописана такая позиция: никаких дополнительных ресурсов не будет, по крайней мере, в текущем году, финансировать создание новых судов придется из изначально выделенных сумм. В остальном же кабинет министров, конечно, не был против. Судя по всему, ситуация сложилась так, что Верховный суд (ВС) не решился спорить с правительством о деньгах, но и указание президента игнорировать не мог. Поэтому расчеты, сделанные Судебным департаментом при ВС, были перекинуты Клишасу и Крашенинникову, которые какое-то время назад как раз уже и переквалифицировались из дезинтеграторов Конституции РФ 1993 года в собирателей исторических земель России. Сенатор и депутат скорее всего получили от кабинета министров замечания и уточнения в устном порядке, а законодательными формальностями оба юриста сочли для себя возможным пренебречь.
Но заметно, что исполнительная власть таким подходом, похоже, осталась сильно раздосадована. А иначе трудно объяснить, откуда в тексте заключения правительства появилось утверждение, основанное не на каком-либо законе, а на действующих в сфере госуправления понятиях. Так, депутатам было заявлено, что срок создания федеральных судов на той или иной новой территории якобы определяется президентом. В каком нормативном акте содержится подобный тезис, не уточняется, между тем, наоборот, повсеместно написано, что суды могут создаваться только в соответствии с законом. И при принятии в состав РФ четырех регионов было указано, что федеральные суды должны появиться там не позднее окончания переходного периода опять же в соответствии с законом. А в приторможенных сейчас законопроектах как раз и записано, что судебная интеграция будет совершена после того, как ВС утвердит решения Высшей квалификационной коллегии судей по отобранным кандидатам.
Впрочем, в отношении того, что в России все решает президент, в общем и целом правительство высказалось совершенно верно. Поэтому в приостановке судебной интеграции, очевидно, виноват дефицит не столько средств, сколько понимания, что вообще будет с новыми субъектами РФ в ходе и результате спецоперации. Судя по всему, Херсонская область отставлена в сторону именно по этой причине. Напомним, что все дело в конструкции законопроектов. Республики Донбасса делятся на судебные территории вне зависимости от того, контролирует их российская армия или нет, а потому упомянуты, к примеру, и Славинский, и Артемовский горсуды. То есть здесь применен принцип де-юре, а вот к Запорожью, вопреки Конституции, применен принцип де-факто, потому-то в проекте и не говорится, скажем, о Запорожском горсуде, хотя одноименный областной предусмотрен. Понятно, что по Херсонщине вообще было затруднительно определиться более или менее внятно. И, кстати, вовсе не исключен факт приостановки интеграционных законопроектов по той причине, что уже в ближайшее время их предстоит обновлять, хотя, правда, неизвестно, каким образом – расширять или сокращать.