Официальная социология представила новогодние итоги и прогнозы. Фото Reuters
В опросе ВЦИОМа об итогах года ушедшего и перспективах наступившего проценты сопровождаются показателями динамики настроений с начала 2000-х. Социологи уведомили, что нет резких изменений пропорции оптимизма и пессимизма в ответах о личных ощущениях. Лишь один индекс, мол, снизился драматически, якобы впервые уйдя в минус, – это взгляд на будущее страны. Однако его отрицательные значения были и в 2004-м, и в 2008-м, то есть в годы президентских выборов. Теперь ВЦИОМ, похоже, решил уже заранее предупредить власть о росте неуверенности общества в ее крепости.
ВЦИОМ опубликовал 9 января свое новогоднее исследование настроений людей, которое было проведено 17 декабря. В резюме опроса указано, что от 2023-го две трети ожидают позитива, но часть данных такому слогану противоречит.
Первая часть опроса – это вопрос о том, с каким настроением россияне расставались со старым годом. Соответственно индекс полученных ответов обозначен как «оптимизм vs. пессимизм». Результат сформулирован ВЦИОМом весьма политкорректно: «Несмотря на трудности и повороты, которыми был ознаменован 2022 год для нашей страны, провожали его россияне с хорошим настроением (38%) или с ровным, без негативных эмоций (40%). Пессимистичные эмоции сопровождали каждого пятого (20%)».
Индекс составил 56 пунктов, что на 4 пункта ниже по сравнению с 2021-м. Однако, указывают социологи, за период измерений (то есть с 2003 года) данный показатель «остается в рамках привычных значений (размах 51–63 пункта)». И делается однозначный вывод, что «год не стал переломным для россиян». Впрочем, при представлении данных опроса применен принцип «средняя температура по больнице». Потому что реально изменились все выкладки: например, полных оптимистов стало 38% вместо 41%, умеренных – 40% вместо 43%, а, скажем, пессимистов теперь 20% против прежних 14%. При этом число затруднившихся с формулированием мнения или опасающихся его высказать традиционно минимально, а стало быть, это именно оптимисты превратились в пессимистов.
Вторая и третья части опроса – это личные ощущения от 2022-го и прогнозы на 2023-й, так что здесь были измерены «индекс личных итогов» и «индекс личных ожиданий». По данным ВЦИОМа, «каждый второй отметил, что прошедший год для него лично и его семьи оказался в целом хорошим (52%)», но, правда, 45% сообщили, что год был в целом трудным. И получилось так, что первый суммирующий показатель оказался на 40 пунктов выше, чем в 2020 году, и на 15, чем в 2021-м. ВЦИОМ указывает, что причина в ковиде, который загнал этот индекс сначала до значения «–33», потом – до «–8». И вот только теперь он опять, как, к примеру, в 2019-м, вернулся в положительный диапазон – «+7 пунктов». Изменения в социологических раскладах произошли из-за того, что меньше респондентов стало говорить о «скорее трудном» годе (30% против 38%), а больше – утверждать, что год был «в целом хорошим» (47% против 40%).
Что же касается «индекса личных ожиданий», то тот достиг 33 пунктов, потому что «больше половины смотрят в 2023-й с оптимизмом, 65% ожидают, что он станет для них удачным или хорошим», готовятся же к трудностям лишь 32% опрошенных. Тут ВЦИОМ допустил манипуляцию, которую, правда, сам тут же своими цифрами и разоблачил. Ведь 65% получены сложением оптимистов полных и частичных, а между тем первых стало явно меньше (16% вместо 22%), тогда как вторых всего-то на 1% больше (49%). 32% – это тоже составная величина, причем выросло число и тех, кто говорит о «скорее трудном годе» (27% против 23%), и тех, кто ждет «очень плохого года» (27% против 23%). Поэтому-то «индекс личных ожиданий» – 33 пункта, что «ниже показателей 2020–2021 годов на 12 и 11 пунктов (45 и 44 соответственно)». А дальше следует обычная для ВЦИОМа фраза: «Но за период измерений с 2003 года это значение находится на уровне «среднего», не в группе минимальных».
Две заключительные части опроса должны были выявить представления людей о том, «что же будет с родиной и с нами», но скорее всего их следует интерпретировать так, что граждане РФ засомневались в устойчивости именно нынешней власти. Посмотреть на данные ВЦИОМа именно таким образом заставляет допущенная социологами уже не просто легкая манипуляция, а тяжелое умолчание о факте ухода в минус «индекса ожиданий в масштабах страны» и в предшествующие годы. Если же по порядку, то по прошлому году для России «оценки оказались менее оптимистичными»: большинство считает, что он стал трудным, очень тяжелым (83%), обратной точки зрения придерживаются 14%. Это от того, что и осторожных оптимистов, и умеренных пессимистов стало соответственно и меньше, и больше. При этом несколько (на 2%) выросло число тех, кто полагает, что будет только хуже, а резко (на 5%) сократилось количество отказывающихся от ответов. Так что «индекс итогов года для страны» составил «–69», но с начала 2000-х он временами был даже еще более отрицательным, исключением стали положительные значения 2006-го и 2007-го.
Далее же ВЦИОМ заявляет: «Около половины россиян ожидают, что 2023-й станет в целом хорошим для России (45%), почти столько же настроены на трудные для страны времена (51%). В этом году индекс ожиданий от 2023 года в масштабах страны впервые с 2003-го принял отрицательное значение (–6 п.), это ниже на 19 пунктов в сравнении с 2021 годом». Даже если оставить в стороне «россиян», что представляет собой медийное передергивание, то приравнивание друг к другу 45% и 51% – это прямая манипуляция. Если же найти в таблице показатели 2004-го и 2008-го (–2 пункта и –16 пунктов), то возникает вопрос, для чего официальные социологи не заметили таких своих же данных?
Напомним, что это были годы президентских выборов, когда общество намеренно вводилось в тревожность по поводу того, что может случиться с государством в том случае, если выберут не того. Судя по всему, ВЦИОМ в этот раз решил предупредить власть о неясных перспективах несколько загодя. А потому и привел такую картину: «год будет в целом хороший» – 32% вместо 39%, «будет скорее трудным» – 44% вместо 35%, «будет очень плохим» – 7% вместо 4%. Неопределившихся вообще стало в два раза меньше – 4% против прежних 9%. Поскольку респонденты ВЦИОМа каким-то образом якобы могут отделять собственную судьбу от судьбы страны, что для большинства людей вообще-то несвойственно, то это следует считать именно предупреждением верхам.
Некоторые подходы к разгадке противоречия дает своего рода подарок от ВЦИОМа – так называемый «соцдем», то есть данные о возрасте, месте жительства, образовании и достатке опрошенных. Провластная социология балует этими раскладами не часто. Так вот, властям на пальцах объясняется, что пессимистами прежде всего являются жители Москвы, Петербурга и прочих миллионников, бедные граждане и активные пользователи интернета, а еще и лица с высшим образованием. Обеспеченные россияне более оптимистичны как в отношении себя самих, так и, чуть меньше, перспектив страны.