Ярославский губернатор Михаил Евраев и сам не остался без новогоднего подарка. Фото с сайта www.yarregion.ru
В передовики по подготовке к единому дню голосования (ЕДГ) 2023 года вышла Ярославская область. Там не просто оперативно приняли поправки в устав, изменившие избирательную систему региона по общефедеральным лекалам, но и перевыполнили план. Партиям оставлено менее трети облдумы, одномандатникам же отдано 34 места из 46. Власти прямо говорят, что стремятся снизить политический накал на выборах, хотя именно там он, очевидно, и должен проявляться. Но в условиях спецоперации, похоже, уже не до демократических условностей.
Лидер «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов и депутат Госдумы от фракции КПРФ Анастасия Удальцова провели 25 декабря в Ярославле очередное совещание левопатриотических сил. Таким образом, реализуются решения недавнего съезда ЛФ, который объявил объединение оппозиции одной из задач на 2023 год. Однако именно в этом субъекте РФ власти быстрее всех и более откровенно показывают, что политический процесс в стране становится очевидно антипартийным.
До какого-то времени Ярославская область считалась достаточно благоприятной землей для разного рода оппозиционеров – и особенно сразу после появления там губернатором Михаила Евраева, по политическому происхождению члена «Яблока». Однако его избрание в ходе ЕДГ-2022 и последующие действия власти показали, что этот яблочник оказался посильнее иного единоросса. Например, среди соперников Евраева не было представителей «Справедливой России – За правду», имеющей в регионе сильные позиции. Подразумевалось, что, мол, некий авторитетный эсэр в обмен получит ранг сенатора, однако после выборов ничего подобного не произошло.
И теперь Ярославская область вообще выходит в передовики жесткого курса федерального Центра по деполитизации региональной системы управления, который проводится в тени спецоперации и как бы в ее поддержку. Под предлогом СВО, очевидно, ЕДГ-2023 отменять ни в коем случае не будут, что показали выборы нынешнего года, однако контроль над электоральными процедурами, судя по всему, будет только ужесточаться. Партийные квоты в тех же заксобраниях сокращаются, как и, собственно, их численность. Например, ярославские власти провели поправки в устав об уменьшении количества депутатов с 50 до 46. При этом по спискам будут разыгрываться лишь 12 мест, а это, очевидно, несколько меньше вроде бы уже устоявшейся одной трети. 34 места отданы одномандатникам – и это тоже более двух третей. То есть в Ярославле явно действуют уже в рамках законодательства о публичной власти, которое разрешает субъектам РФ менять пропорции избирательной системы максимально гибко.
Главное же, что эта политическая реновация в данном регионе была проведена в режиме спецоперации, занявшей буквально несколько дней. В середине декабря соответствующая инициатива только появилась, а 23 декабря председатель облдумы Михаил Боровицкий отрапортовал, что дело уже состоялось: «Задача – отразить те настроения в обществе, которые касаются деятельности депутатов, уменьшить градус политического накала в сторону решения конкретных проблем избирателей Ярославской области».