Исключение РФ из СЕ было проведено в формате своего рода гражданской казни. Фото с сайта www.coe.int
В Совете Европы (СЕ) вопрос об исключении России из организации был поставлен сразу после начала спецоперации. Это решение состоялось 16 марта, однако власти РФ заявили об уходе по собственному желанию на день раньше. В итоге осталась не до конца ясной ситуация с исками в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Если было исключение, то почти весь портфель дел обнуляется, если был уход, то процессы идут до конца года. Между тем разговоры об отечественном аналоге ЕСПЧ за девять месяцев так ни к чему и не привели.
Россия объявила не только о выходе из СЕ, в котором состояла с 1996 года, но и о дальнейшем намерении денонсировать Европейскую конвенцию по правам человека и основным свободам. Пошел процесс и выхода России из-под юрисдикции ЕСПЧ. С точки зрения СЕ, наша страна была обязана исполнять его решения до 16 сентября – даты окончательного прекращения действия Евроконвенции в отношении россиян.
Но в июне Россией был принят закон, согласно которому «все принятые после 15 марта решения ЕСПЧ необязательны для исполнения». Они также перестали считаться основанием для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств. И Москва пояснила, что будет выполнять решения ЕСПЧ только в том случае, если они будут соответствовать Конституции РФ. На тот момент в ЕСПЧ находилось порядка 17 тыс. жалоб против РФ, кроме того, не были выполнены 12 из 32 обязательств, возложенных на нее в ЕСПЧ.
Власти сразу стали заявлять, что выход России из СЕ никоим образом не повлияет на гарантии прав россиян, мол, страна остается участницей международных договоров и конвенций. Но все-таки возник вопрос: будет ли предложено что-либо взамен ЕСПЧ? Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала идею суда, учрежденного странами СНГ и ШОС, Следственный комитет выступил с предложением о Евразийском суде по правам человека. Было и такое мнение, что лучшим вариантом будет Конституционный суд (КС).
29 ноября на Х Всероссийском съезде судей глава КС Валерий Зорькин заявил, что Россия не нуждается в альтернативе ЕСПЧ и россиянам не стоит по нему ностальгировать. Поскольку «Россия – это территория неуклонного действия правового закона, защищенная национальным правосудием, которое не нуждается в «импортозамещении». Однако об альтернативе ЕСПЧ говорилось и на традиционной встрече президентского Совета по правам человека с Владимиром Путиным 7 декабря. Президент напомнил о позиции КС, но пояснил, что обсуждение можно продолжить, и предложил сформулировать соответствующие предложения.
13 декабря разгорелся скандал: МИД РФ заявил о неподобающем поведении, когда конфиденциальное письмо российским властям европейцы сразу предают огласке. Оказывается, СЕ не просто считает, что РФ должна исполнять уже вынесенные решения ЕСПЧ, но и вводит на этот счет особую процедуру мониторинга. Возможно, дело в том, что прежде всего речь идет о спорах по крупным компенсациям.