Без командирования судей в новые регионы с «большой земли» скорее всего не обойтись. На снимке Верховный суд ДНР. Фото Николая Тришина/ТАСС
Президент РФ подписал поправку к закону «О статусе судей» о механизме внеочередного производства в чины. Предлагается такой вид поощрения для наиболее опытных и профессиональных служителей Фемиды как повышение квалификационного класса сверх того, что положен по занимаемой должности. Это гарантирует и заметную прибавку к окладу. Эксперты указали, что, кроме укрепления вертикали и иерархии, создаются стимулы для направления наиболее лояльных судей на новые территории России. Как раз с будущего года там начнется работа по кадровому наполнению вновь создаваемых судов.
Президент Владимир Путин 19 декабря поставил свою подпись под новой редакцией закона «О статусе судей», которая предусматривает меры по более быстрому и значимому поощрению отличившихся служителей Фемиды. Соответствующие изменения были инициированы Верховным судом (ВС) для «сохранения высокого кадрового потенциала судейского корпуса». Устанавливается особый порядок присвоения классов для судей с особыми заслугами перед судебной системой и значительным вкладом в дело отправления правосудия. Предусматривается, что Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) сможет присвоить им чин выше предельного по занимаемой должности, но не больше, чем на один. Основанием станет представление председателя ВС РФ (см. «НГ» от 04.07.22).
«Нововведение должно стимулировать профессиональный рост судей и способствовать сохранению высокого кадрового потенциала в сфере правосудия», – говорится в пояснительной записке. Напомним, что у судей нет званий, а есть квалификационные классы, которые крайне важны для продвижения по карьерной лестнице. Они являются показателем профессионального уровня человека в мантии, а самое главное – напрямую влияют на размер его оклада. Напомним, что в среднем даже районные судьи в совокупности получают под 100 тыс. руб. в месяц. А в сентябре президент как раз издал указ об индексации базовой выплаты на 4%.
Всего для судей на сегодняшний день предусмотрено 10 квалификационных классов – с девятого, который считается самым низшим, до первого. Но, конечно, есть еще и так называемый высший класс – например, у того же председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева. И за каждую ступень полагается своя процентная надбавка. К примеру, за девятый – доплата в 30% к должностному окладу, за первый – уже 135%, за высший – 150%. При этом в ВС поясняют, что, достигая максимально возможного в зависимости от уровня суда квалификационного класса, «судья в определенной степени лишается мотивации на повышение своего уровня», а при значительном стаже работы – и на продолжение своей деятельности.
На рукавах мундиров можно разглядеть судейские ранги. Фото из Telegram-канала «X Всероссийский съезд судей» |
Напомним, что как раз сейчас Госдума принимает законопроекты «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов», которые пока подготовлены для ДНР, ЛНР и Запорожской области. Там указаны три вида кандидатов – действующие российские судьи, действующие судьи данных регионов, граждане РФ, не являющиеся судьями. И хотя вроде бы однозначно сказано, что приоритет при заполнении вакансий будут иметь те, кто служил Фемиде в ДНР, ЛНР и даже в украинских структурах в Запорожье, есть сомнение, что в последнем случае это именно так. Если донбасские судьи скорее всего уже проходили проверку в компетентных органах РФ, то в Северной Таврии кадры априори выглядят менее надежными, так что даже если желающие найдутся, то не факт, что они подойдут по уровню благонадежности. И поэтому без командирования судей в новые регионы с «большой земли» точно не обойтись. По мнению Пашина, в этом как раз и есть смысл закона: чтобы в тот же Херсон и Запорожье сейчас приходили уже свои проверенные и надежные люди, которые хорошо знают, как работает судебная система, в чем ее потребности и ограничения. Но для этого их нужно как-то мощно простимулировать. Он напомнил, что нечто подобное было и в те времена, когда нужно было комплектовать Верховный суд Чеченской Республики и нижестоящие суды этого региона. Посылаемых туда судей тогда «тоже заманивали карьерным ростом, предоставлением квартир и т.п.».
На самом же деле, подчеркнул Пашин, особой необходимости в новом законе и нет. Просто система, совершенствуясь, всегда выдумывает не только новые кнуты, но и пряники. По его словам, до этого «система взысканий понемножку пополнялась, теперь настала очередь поощрений». Хотя все это одинаково направлено на укрепление власти руководства судебной ветви. Как правило, на поощрения председатели судов выдвигают тех, кто им лоялен, остальные «медленно карабкаются по служебной лестнице». Когда судей выделяют за особые заслуги, обычно не уточняется, за какие именно. Могут просто отметить за длительный стаж или за высококачественную работу, под которой обычно понимается отсутствие отмен и изменений приговоров. «А еще это поощрение для членов квалификационных коллегий, и ВККС в особенности. То есть кто ближе к распределению благ, тот их и кушает», – заметил Пашин. Что же касается тезиса о том, что якобы нововведение должно стимулировать профессиональный рост судей и способствовать сохранению высокого кадрового потенциала, то эксперт уверен, что это не так, скорее это еще один рычаг в руках руководства. Поправить положение, по мнению Пашина, может только введение зависимости суда от народа, а не выстраивание вертикали «как в любом министерстве», то есть выборность хотя бы мировых судей, что теоретически разрешено законом, но не применялось нигде и никогда. Способствовать настоящим изменениям может и расширение суда присяжных.
Как сказал «НГ» доктор юридических наук, член Московской Хельсинкской группы Илья Шаблинский, ему вообще не очень понятна идея квалификационных разрядов судей и поощрений для них: «Понятно, что зарплата судей должна зависеть от уровня суда – в ВС быть выше, чем в муниципальном. Возможно, что в каких-то труднодоступных местах судья может получать надбавки – там, где в целом сложные условия жизни. Но придумывать разряды для судей означает перенос в эту среду порядков, которые характерны для исполнительной ветви власти». По его словам, очевидно, что такие разряды и такое стимулирование могут иметь смысл только там, где уже выстроена иерархия, где есть чинопочитание. «И надо признать, что у нас, увы, в судебной системе уже сложились иерархии – и в каждом суде, где председатель – полноценный начальник, и внутри судебной системы в целом», – подчеркнул он. Шаблинский убежден, что поощрение судей за какие-то заслуги не имеет ничего общего с правосудием: «Да, работа судьи должна хорошо оплачиваться. Но наградой ему должна служить только его прекрасная репутация, высокий авторитет. То есть то, что ни за какие деньги не купишь». Ему тоже кажется возможным, что скорее всего только что принятый закон призван заманить на новые территории тех судей, которые у себя «дослужились до края, продемонстрировали верность руководству и теперь показывают готовность ехать ближе к фронту за надбавками».