0
5249
Газета Политика Печатная версия

11.12.2022 20:45:00

УДО станет делом техники для инспекторов ФСИН

Бывших заключенных смогут возвращать за решетку по бюрократическим основаниям

Тэги: бывшие заключенные, удо, контроль, минюст, уии, фсин

On-Line версия

бывшие заключенные, удо, контроль, минюст, уии, фсин Для осужденных УДО становится еще более условной процедурой без гарантий. Фото PhotoXPress.ru

Минюст предлагает установить законом порядок контроля над гражданами, освобожденными условно-досрочно. Предполагается, что за вышедшими на свободу по УДО, как и за условно осужденными, будут присматривать ныне действующие уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). Их сотрудники станут проводить и первоначальные мероприятия по поиску тех, кто уклоняется от положенного надзора. Этими полномочиями ФСИН обладает уже сейчас, но лишь на основании указа президента. При этом у ряда экспертов есть сомнения в том, что изменения будут чисто техническими.

Минюст, который курирует деятельность ФСИН, предлагает дополнить Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) новым разделом IX – «Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания». В самом ведомстве, отвечая на запрос «НГ», подчеркнули, что речь идет даже о более широкой модернизации, которая предусматривается проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», направленных на ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных. Судя по всему, Минюст сейчас будет максимально оперативно проводить соответствующие изменения правового поля. Например, законопроект «О пробации» уже принят Госдумой в первом чтении.

Согласно же проекту, связанному с УДО, Минюст будет иметь право определять все правила контроля над такими бывшими заключенными, устанавливать ответственность за их уклонение от исполнения возложенных на них обязанностей. Расширяются и полномочия УИИ, входящих в систему ФСИН. Скажем, если периодичность явки гражданина в инспекцию для проверки суд не установил, то тогда она сама сможет определить обязательные дни для таких визитов. Как говорится в пояснительной записке, также предусматривается наделение Минюста полномочиями определять ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по УДО, «основания для признания осужденного скрывшимся от контроля».

По статистике, в 2022 году УИИ поставили на учет более 53 тыс. граждан, освобожденных по УДО. Как подтвердил «НГ» член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов, проектом Минюста и устраняется пробел в УИК РФ, и изменяется правоприменительный подход, который продолжительное время возлагал функции надзора на полицию. «Полномочия УИИ в настоящее время осуществляются на основании Указа президента РФ от 02.03.21 № 119, который является подзаконным нормативным актом и не обеспечивает полноценного правового регулирования», – напомнил эксперт. Как заметил Иноядов, порядок взаимодействия между УИИ и полицией еще подлежит дополнительной регламентации. При этом он не видит существенных отягощений для лиц, вышедших по УДО, в связи с предстоящим принятием проекта Минюста, поскольку перечень обязанностей для них, как правило, определяется судом при утверждении УДО. «Регламентируется лишь порядок контроля за их соблюдением, чтобы обеспечивать достижение целей, ставящихся при освобождении осужденного», – пояснил эксперт.

Председатель ОНК Москвы Георгий Волков подчеркнул, что, поскольку никаких особых новаций не предлагается, то, в общем, удивительно, почему данный «законодательный пробел не был разъяснен еще раньше». Он напомнил «НГ», что надзор за досрочно освободившимися осуществлялся и до этого силами полиции и УИИ. То есть если человек нарушил условия УДО, то ФСИН и до этого имела право вернуть его назад за решетку. Так что фактически законопроект Минюста имеет техническое значение, а речи об ужесточении контроля не идет: «Минюст просто начал причесывать законодательство под объективную реальность. И правильно делает, потому что в любом случае все должно быть согласовано с законом, даже те вещи, которые уже давно реализуются, должны быть прописаны. Чтобы на местах не возникало двойных толкований у исполнителей». В общем, он считает, что нормы не столько для экс-заключенных меняются, сколько для органов исполнительной власти.

Федеральный судья в отставке Сергей Пашин подтвердил «НГ», что, по сути, многое из анонсируемого Минюстом действительно уже есть в законодательстве. Но если с виду поправка и выглядит технической, то, как обычно и бывает, дьявол скрыт в мелочах. Основная проблема, по его словам, состоит в узаконивании права – в частности УИИ, а в целом ФСИН и вообще Минюста – определять проблемы с реализацией тех обязательств, которые человек на себя принял, выходя на УДО. Получается, что суд только определит, какие обязанности должны осуществляться человеком, а вот «порядок уже будут придумывать сами инспекции». «Суд ведь не вдается в подробности, он просто пишет, что человеку, к примеру, нужно отмечаться два раза в неделю. А вот в какие дни отмечаться, решают уже эти самые УИИ». И люди могут сколько угодно возмущаться, что они выполняли предписание суда, но отмечались не в те дни, которые им назначили, однако этот факт дает УИИ основание требовать прекращения УДО и возвращения гражданина в тюрьму. «Вот это самое опасное. Потому что они могут выборочно устанавливать совершенно неприемлемый для человека порядок реализации обязанностей», – подчеркнул Пашин. То есть возможность санкций устанавливается не за нарушение закона или требования судьи, а за нарушение ведомственного усмотрения. Такой подход вполне может быть использован для точечного наказания конкретных людей: «Можно выдвинуть самые несуразные требования – например чтобы отмечаться приходили исключительно после обеда. А все те, кто пожалует раньше, будут считаться уже нарушителями режима». Жаловаться в суды будет бессмысленно, они не вдаются в детали внутриведомственной кухни, между тем изобретательность чиновников не знает границ. Так что на практике может быть что угодно: бланки заполнять определенным образом, звонить в конкретное время, места работы тоже определять своеобразные. Минюст хочет побольше власти, утверждает Пашин, он настаивает, что часть безобразий, которые сейчас творятся на местах, санкционированы свыше, в том числе преследование заключенных по политическим мотивам.

В целом, уверен он, можно сказать, что Минюст ужесточает контроль, «усмотрение тюремного чиновника подменяет судебный приговор, в котором все эти мелкие придирки, в общем-то, не предусмотрены». И если ныне, скажем, правоохранителям нужно как-то договариваться с судом, чтобы тот выслушал претензии и согласился отменить УДО, то впредь им можно будет ссылаться на полномочия, указанные в законе, и отмены УДО уже требовать – «раз нарушено ведомственное предписание, значит, нарушен и судебный приговор».

Доктор юридических наук, член Московской Хельсинкской группы Илья Шаблинский, прочитав ответ Минюста на запрос «НГ», отметил, что из данного документа неясно, есть ли в предполагаемых поправках хотя бы что-то, касающееся «ресоциализации» и «социальной адаптации» лиц, которых освободили досрочно. Если судить именно по тексту этого ответа, то речь идет только об ужесточении контроля за освобожденными по УДО. «Да, такой контроль нужен, кто же спорит. Но тогда нужно сказать честно, что цель – всемерное ужесточение режима», – подчеркнул он (полный текст запроса читайте на сайте www.ng.ru)

Просьбу «НГ» разъяснить планируемые законодательные изменения Минюст прокомментировал таким образом: «На запрос от 07. 12. 2022 сообщаем следующее.

Минюстом России разработан и размещен для процедуры общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных. Законопроектом предусматривается наделение Минюста России полномочиями по определению порядка осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно, их ответственность за уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, основания для признания осужденного скрывшимся от осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля.

Согласно проекту федерального закона, такой контроль будет осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями, а в отношении военнослужащих – командованием их воинских частей и учреждений.

Предполагается, что освобожденные по УДО будут отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями, (командованием воинских частей), соблюдать общественный порядок, исполнять возложенные на них судом обязанности.

Если лицо, освобожденное условно-досрочно от отбывания наказания, в течение оставшейся не отбытой части наказания совершило нарушение общественного порядка или злостно уклонилось от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части ‎и учреждений будет направлять в суд представление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой ‎части наказания.

Скрывающимся от контроля планируется признавать лицо, освобожденное условно-досрочно от отбывания наказания, место нахождения которого не установлено в течение 30 дней.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений.

Указом президента РФ от 02. 03. 2021 ФСИН России определена специализированным государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно. Исполнение данной функции возложено на уголовно-исполнительные инспекции. Учитывая изложенное, Минюстом России и подготовлен указанный проект федерального закона».



Читайте также


Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
4375
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
3854
Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Екатерина Трифонова

ФСИН склоняется к организации видеосвиданий с обвиняемыми именно из СИЗО

0
3060
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2261

Другие новости