Геннадий Зюганов был вождем коммунистов и в те времена, когда Россия входила в глобальный капитализм. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Руководство фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым подписалось под законопроектами о выходе России из глобальных финансовых институтов. В Госдуму внесены три инициативы: первая – о неучастии в МВФ, МБРР и Международной ассоциации развития (МАР), вторая – о разрыве отношений с ЕБРР, третья – об отмене режима наибольшего благоприятствования для враждебных государств. Похоже, системной оппозиции теперь позволены лишь такие исторические акции, однако предложение левых признать ДНР и ЛНР первоначально тоже выглядело только их пиаром.
Для денонсации протоколов о вступлении России в МВФ, МБРР, МАР необходимо отменить постановление Верховного Совета РФ, для отказа от учреждения ЕБРР следует аннулировать решение уже Верховного Совета СССР.
О том, насколько все это уже далеко от актуальной реальности, свидетельствует хотя бы тот факт, что и сами коммунисты толком не могли указать, что конкретно надо отменять.
В первом случае они три раза ошиблись с номером постановления и два раза – с его датами. Во втором же случае они хотя бы перепутали только номера документов. Например, в названии законопроекта о разрыве отношений с МВФ значится постановление ВС РФ от 25.05.1992 № 2015–1, в пояснительной записке – от 22.12.1992 № 2215–1, в самом же ее тексте есть еще один вариант идентификации – «22.05.1992 г. № 2815–1».
С решениями ВС СССР у наследников КПСС тоже не все гладко. Хотя даты и номера в названии законопроекта об отказе РФ выступать учредителем ЕБРР и в пояснительной записке не различаются – это 26 марта 1991 года за номером 2841–1, но в тексте последней есть сноска, где говорится, что речь идет о документе от 26.03.1991 № 2048–1. В общем, попытка скрупулезно собрать доказательную базу под свои обращенные в прошлое инициативы оказалась не слишком удачной. Не говоря уже о том, что в проектах КПРФ ни разу не упоминается политическая сила, которая тогда обеспечила их утверждение. И если КПСС еще можно считать как бы не имеющей прямого отношения к нынешним коммунистам, то фракция «Коммунисты России» в ВС РФ – это точно непосредственный прародитель партии Зюганова.
Что же касается вредной роли МВФ и прочих международных глобальных структур, то предлагаемый выход из этих организаций, утверждают в КПРФ, связан с тем, что они поддерживают санкционную политику, направленную против России и особо усилившуюся с февраля 2022 года. В пояснительной записке не раз поучительно упоминается позиция СССР, который, дескать, с одной стороны, был инициатором того же МВФ, но в итоге понял, что это будет рычагом враждебного давления на мир социализма. И сейчас это, мол, легко доказать с помощью квот на специальные права заимствования: «Квоты пересматриваются каждые пять лет. Размер квоты влияет на право голоса при принятии решений и доступе к финансированию МВФ. Взносы в МВФ также осуществляются в соответствии с квотами. При расчете квоты учитывается ВВП, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны. В 2022 году доля квоты России в капитале МВФ – 2,59%, а доля квоты США – 16,5%. Совокупная доля стран, поддержавших антироссийские санкции, в капитале МВФ – более 50%». Столь же вредительской коммунистами определена и политика МБРР, а действия руководства ЕБРР – и вовсе вражескими. Мол, в апреле 2022-го Совет управляющих принял решение приостановить доступ России к ресурсам в связи с СВО, хотя РФ продолжает оставаться акционером и осуществлять в связи с этим расходы на содержание.
Третья инициатива КПРФ – это, по сути дела, расширение антисанкций. Москва приостанавливает действие режима наибольшего благоприятствования в отношении тех стран, которые ввели против РФ аналогичные меры начиная с 2014 года, а после начала спецоперации – такие действия продолжили. Напомним, что в апреле 2022 года председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил профильным комитетам нижней палаты изучить вопрос о целесообразности присутствия России во Всемирной торговой организации (ВТО), Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Вряд ли левые всего лишь послушно и более поспешно, чем другие партии, исполняют это указание спикера. Они явно хотят застолбить за собой информационно данную поляну, несмотря на то что сотрудничество России с международными денежными институтами и так фактически обнулено. Так что первое объяснение данным законопроектам – это обычный пиар, второе – возможно, действительно игра на опережение той же «Единой России» или, скажем, ЛДПР. Однако не исключено и объяснение третье, поскольку схема действий как-то слишком напоминает историю с инициативой КПРФ об обращении к президенту с признанием ДНР и ЛНР. Когда такие требования зазвучали, большинство экспертов как приговорило – это какой-то бессмысленный пиар. А потом, как известно, случилась спецоперация.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Для нас эти законопроекты имеют символическое значение. Раз во власти у нас патриоты, давайте покажем это не на словах, а на деле. Это такая проверка элиты, которая эксплуатирует антизападную риторику. Но шансы на принятие у всех трех инициатив не очень высокие. До сих пор РФ не спешила покидать эти институты, потому что для либеральной части элиты это надежда на нормализацию отношений. Но вдруг образумятся». И он как раз сам напомнил, что проект о признании независимости ДНР и ЛНР тоже несколько лет пролежал на полке в Госдуме.
Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что это вряд ли даже зондаж общественного мнения, «к таким темам общество равнодушно, членство в международных финансовых институтах не притягивает внимания». По его мнению, пока законопроекты больше похожи на обычный пиар, поскольку, судя по всему, сами власти РФ не торопятся инициировать выход из международных организаций. «Россия выходит, как правило, тогда, когда становится ясно, что ее откуда-то вот-вот исключат. Тогда она объявляет во всеуслышание, что выходит сама, демонстрируя таким образом, что состоять не особо-то и хотелось. Но для тех институтов, где ее членство не должно так скоро оборваться, принятие подобных превентивных мер для наших властей неактуально», – подчеркнул Макаркин. Впрочем, несмотря на равнодушие большинства избирателей к таким вопросам, он все же считает, что данные инициативы – это апелляция к левой субкультуре: «Ядерные избиратели КПРФ до сих пор читают «Советскую Россию» и «Правду», для них членство в таких организациях – это значимый и негативный факт, символизирующий зависимость РФ от Запада». «Коммунисты демонстрируют готовность подставить власти плечо. Ведь изначально и законопроект КПРФ о признании независимости ДНР и ЛНР тоже считался запасным, но вдруг стал основным. И здесь расчет на то, что вдруг пригодится. Того, что будет в среднесрочной и даже уже в краткосрочной перспективе, теперь никто не знает. Пока никто не хочет разрывать связи с мировыми финансовыми институтами, но нельзя сказать, что ждет нас в следующем году. Может произойти эскалация отношений с Западом. Поэтому сейчас законопроекты неактуальные, но в какой-то момент могут ими стать. Хотя на текущий момент вероятность такого исхода все-таки очень невысока», – подчеркнул Макаркин.