Действующие «красные губернаторы» входят в ближайшее окружение лидера КПРФ. Фото с сайта www.kprf.ru
Судя по ряду информационных ресурсов, наверху в очередной раз озадачились переформатированием КПРФ. В последнее время она опять попала под медиаобстрелы с разных сторон, в том числе и левых радикалов. Продолжаются и кампании против «красных губернаторов», которых заранее приговаривают к поражению на выборах в 2023 году. Эксперты отметили, что контекст всех этих атак – это вопрос о будущем лидере коммунистов и их кандидате в президенты, а текущий момент – это профилактика электорального роста партии.
Состоящие в КПРФ руководители Орловской области и Хакасии Андрей Клычков и Валентин Коновалов уже не скрывают, что готовы переизбраться в будущем. У главы Новосибирска Анатолия Локтя есть аналогичные планы на 2024-й, если, конечно, прямые выборы мэра не будут отменены.
Однако в последнее время стало общим информационным местом, что Клычкову и Коновалову на своих местах якобы точно не удержаться. Например, в очередной раз появились рассуждения, что будущим главой Хакасии по итогам единого дня голосования 2023 года станет депутат Госдумы единоросс Сергей Сокол, который сейчас, правда, самомобилизовался на спецоперацию. В Новосибирске же, где, видимо, подходит к концу политический консенсус губернатора и мэра, то есть «Единой России» и КПРФ, развернулась традиционная дискуссия о необходимости прямых выборов последнего. Региональная власть поддерживает точку зрения общественности и экспертов об отмене такого способа организации местной власти. Левые уже поднимают в связи с этим протестную волну, причем не столько среди граждан, сколько в рядах областных элит.
Любопытно, что в других субъектах РФ коммунисты не демонстрируют подобного боевого духа. Так, секретарь Псковского обкома КПРФ, глава фракции в облсобрании Дмитрий Михайлов заявил зачем-то публично, что не будет участвовать в губернаторских выборах следующей осенью. Мол, в нынешних условиях победить кандидата от ЕР невозможно, особенно в том случае, если партийная власть вновь выдвинет действующего главу региона Михаила Ведерникова. «Я вижу, как он работает, и не считаю целесообразным участвовать в кампании», – пояснил Михайлов. А «НГ» выяснила, что федеральное руководство КПРФ этот эпизод то ли пропустило, то ли проигнорировало. Член президиума ЦК Георгий Камнев отметил, что пока непонятно, реальная это история или нет, «в партии будут разбираться». Он подчеркнул, что в принципе кандидат может сам решать, баллотироваться ему или не стоит, но вот хвалить ЕР «в партии не принято». «Поэтому если такие высказывания были, то это повод для парторганов рассмотреть ситуацию и вынести решение, вплоть до выговора», – подчеркнул Камнев.
Удары по КПРФ именно от своих вообще выглядят странно. К примеру, координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов опубликовал статью «России нужен президент-социалист». Сам Удальцов, с одной стороны, не член КПРФ, но с другой – ее союзник, так что он наверняка понимает все правила игры. Например, то, что руководство партии наложило табу на критику президента РФ. Но Удальцов призывает коммунистов прямо указывать на имена главных виновников нынешнего состояния России и заявляет: «Если откровенно говорить об интересах народа и страны, то самый оптимальный вариант грядущих президентских выборов – отказ Владимира Путина от выдвижения на новый срок и проведение максимально конкурентной избирательной кампании, чтобы конструктивные политические силы могли в том числе представить на суд избирателей свое видение дальнейшего развития взаимоотношений с Западом и Украиной. Это было бы самым мудрым решением действующего президента».
Так что вряд ли случайно в последние несколько дней опять довольно высоко поднялась волна рассуждений и утверждений «об исчезновении КПРФ в нынешнем виде ближе к 2026 году», в которой, кстати, участвуют и различные ультралевые деятели. «НГ» поинтересовалась у экспертов, с чем связано это оживление вокруг партии – только ли предстоящими федеральными выборами, до которых вообще-то еще немало времени? Или все-таки КПРФ уже сейчас вызывает у власти опасения тем, что слишком отчетливо претендует на разогреваемый пропагандой патриотический электорат? Камнев подтвердил: «Я в КПРФ с 2001 года, на самом деле атака на нее идет в постоянном режиме. Не было ни одного электорального цикла, когда бы не говорили, что он для партии последний, потому что именно она главный конкурент ЕР. А наши красные управленцы показывают хорошие результаты, вот на них и идет психологическое давление, чтобы они сами отказались от выборов. Так что постепенно начинается подготовка к новому электоральному циклу». Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что «КПРФ раздражает часть власти, которой не нравится критическая позиция партии по ряду вопросов, в первую очередь по спецоперации». По его словам, «во власти вообще хотели бы, чтобы левые не высовывались и не критиковали действия власти во время СВО». Так что сейчас против КПРФ принимаются превентивные меры, своего рода профилактика, с тем чтобы «загнать партию в стойло». «Наверху очень не хотят, чтобы КПРФ наращивала свое влияние и рейтинги, а впоследствии собирала «рассерженных патриотов» на консолидированное голосование», – пояснил Обухов.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев указал «НГ», что не стоит видеть в разрозненных фактах заговор против КПРФ. Например, выборы мэров отменяются повсеместно. По его мнению, однако, «наверху есть желание переформатировать КПРФ, сделать ее еще более удобным партнером», то есть иметь под рукой полностью управляемую партию. «Всю верхушку менять для этого не надо, нужны точечные решения на федеральном уровне, которые повлекут цепочку последствий уже на уровне регионов. Но это не вопрос сегодняшнего дня. До окончания СВО вряд ли что-то принципиально изменится. А вот к следующему большому федеральному циклу наверняка. Если только СВО не затянется еще на пару лет», – сказал Калачев.
При этом источник «НГ», близкий к администрации президента, все-таки настаивает, что в Кремле всерьез обсуждают смену лидера КПРФ, вот потому «сейчас партию и решили потрогать за нежные места». Однако вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров пояснил «НГ»: «Возможно, в самой партии идут процессы борьбы за лидерство, за фигуру преемника Зюганова, просто в силу возраста основателя партии, а также идет борьба за кандидатуру в президенты-2024. Эта борьба невидная глазу, но она постепенно обостряется, а власть хочет повлиять на ее результаты». При этом эксперт не исключил, что власть раздражает то, что КПРФ пытается собрать под себя патриотически настроенных избирателей. На фоне того, что она еще и самая яркая из всех оппозиционных сил с весьма радикальной позицией, КПРФ параллельно наращивает влияние, критикуя и социально-экономический курс во время кризиса. «Параллельно регионами ведется своя работа по управляемости политигроками, а кое-где региональная КПРФ радикальнее федеральной, видимо, эти отделения хотят взять под контроль», – предположил Быстров. Кстати, по его мнению, Клычков свои позиции, скорее всего, удержит, поскольку он изначально был согласован президентом, а вот фигура Коновалова может стать предметом торга. «Сейчас, судя по всему, между КПРФ и властью идет большой переговорный процесс, каждая сторона хочет по-своему на него повлиять», – отметил эксперт.