Мобилизация 300 тысяч граждан неизбежно затронула широкие слои населения. Фото РИА Новости
Как выяснила «Независимая газета», разные оппозиционные силы рассчитывают на появление электорального слоя из противников спецоперации не по политическим или идеологическим мотивам, а по социально-экономическим или даже личным и бытовым причинам. Пока активнее всех ставку на будущих «рассерженных пацифистов» делает «Яблоко». Эксперты соглашаются, что число таких избирателей, видимо, будет расти, но этой партии они вряд ли достанутся. Власть уже сейчас занялась профилактикой возможного недовольства, рост же протестного голосования она может купировать и более жесткими методами.
Фракция «Яблоко» в Заксобрании Карелии направила обращение в Минобороны о необходимости издать нормативно-правовой акт о завершении частичной мобилизации. Ранее карельские депутаты этой партии, а вслед за ними и коллеги из Мосгордумы, Заксобрания Петербурга, Псковского облсобрания и гордумы Великого Новгорода обращались к президенту РФ с призывом издать свой указ о завершении частичной мобилизации (см. «НГ» от 23.11.22). Теперь, судя по всему, начинается новый веерный флешмоб.
В обращении яблочников из Карелии говорится: «К ранее изложенной аргументации добавили тот факт, что Читинский гарнизонный военный суд в своем решении от 23 ноября 2022 года по делу № 2а-211/2022 счел необоснованными доводы о завершении частичной мобилизации, поскольку каким-либо нормативным актом объявленная с 21 сентября 2022 года частичная мобилизация не прекращена, указ президента об ее объявлении не отменен и продолжает свое действие. По мнению суда, информация, полученная из СМИ (телевидение), не может подменить собой нормативные правовые акты, опубликованные в соответствии с установленным порядком». Все без исключения яблочные депутаты из регионов заявили «НГ», что пока они еще ждут ответов из администрации президента на предыдущее обращение.
Но подтвердили, что если такового не последует, то следующие бумаги будут поданы в другие ведомства, к примеру, в то же Минобороны. А депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова пояснила, что, хотя пока не заручалась поддержкой коллег, она намерена обсудить с ними подобные действия. Депутат гордумы Новгорода Анна Черепанова подтвердила, что если вразумительного ответа от президентских служб на следующей неделе не будет, то последует запрос в Минобороны. Глава фракции «Яблока» в Мосгордуме Максим Круглов сообщил «НГ», что ответа от администрации президента они будут ждать в течении двух-трех недель, а потом тоже спросят о мобилизации военное ведомство. Депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский сообщил: «Мы ждем ответа от Верховного главнокомандующего. Надеюсь, его не потеряют, иначе мы вынуждены будем написать в Генпрокуратуру о халатной работе с обращениями. А если напишут отписку, то тогда и будем обсуждать дальнейшие действия».
При этом яблочники не стали скрывать, что подобная активность связана с ожиданием появления электорального слоя, условно говоря, «рассерженных пацифистов». По словам Слабуновой, «сейчас у многих происходит трансформация сознания на основе личного опыта и того, что происходит с близкими людьми, в том числе при мобилизации». То есть граждане постепенно начинают с большей критичностью относиться к СВО, а это шанс, что недовольство усилится и «к внутренней и внешней политике в целом». И хотя ресурсов для охвата всей страны у партии нет, но в рабочих регионах за нее точно будут больше голосовать. «И власть уже работает с купированием этого слоя, недаром в KPI губернаторам поставлена работа с семьями мобилизованных. Дальше рост или уменьшение этого электората будет зависеть от ситуации, если купировать его не получится, у властей всегда есть для выборов админресурс», – заметила яблочница.
Карельская яблочница Эмилия Слабунова требует теперь уже от Минобороны закончить мобилизацию. Фото со страницы Законодательного собрания Карелии в «ВКонтакте» |
Однако руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, подтвердив, что новый электоральный слой появился, заметил: «Хотя люди и недовольны, но все же это не столько «рассерженные пацифисты», сколько «возмущенные женщины». Это основная часть электората Путина и ЕР, который сейчас переживает за мужей и сыновей. И хотя не имеет каких-то высоких идей, но чувствует на себе ухудшение социально-экономического положения». При этом он сомневается, что «Яблоку» удастся аккумулировать этот новый электорат. Во-первых, мешает ярко выраженная идеология, во-вторых, у этой партии нет политических ресурсов. А КПРФ пытается работать с этим электоратом, в котором, по мнению Обухова, власть пока не видит опасности. Однако реагирование Кремля ситуативное, при необходимости могут создать нового лидера или даже партию для канализации СВО-протеста.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Партия Явлинского вряд ли сможет сейчас эффективно работать с каким-то слоем. Потому что, с одной стороны, есть недовольные властью – и их недовольство растет, а с другой стороны, именно «Яблоко» воспринимается ими как партия из прошлого. Более того, у неполитизированного слоя недовольных интереса нет ни к партиям, ни к выборам». Эксперт уверен, что пока «рассерженных пацифистов» не видно, хотя раздражение в обществе и есть: «Те, кто был недоволен властью, остаются ею недовольны. Но те, кто поддерживал власть, обращают свое недовольство либо на чиновников, либо на олигархов, либо на противников РФ по СВО. Это для людей более комфортный подход, нежели идти против своего правительства». А оппозиционная субкультура, на голоса которой могло бы рассчитывать «Яблоко», уходит в эмиграцию – внешнюю и внутреннюю. И есть большая вероятность, что выборы этот слой будет бойкотировать, эти люди уже ощущают себя диссидентами, институт выборов им малоинтересен. «Конечно, есть вероятность, что те, кто ходит на выборы и голосовал за КПРФ, вернутся к «Яблоку». Но здесь проблема в том, что «Яблоко» не вызывает сильных эмоций, а для электоральных побед это обязательное условие», – предположил Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил: «Доверие к выборам выше у лоялистов, ниже – у оппозиционных граждан. А эффект опрокидывающего голосования предполагает, что люди видят в выборах инструмент перемен. Конечно, сторонники скорейшего мира без аннексий и контрибуций могут быть и в глубинном народе, но они просто не будут участвовать в выборах, как в чужом шоу. Шансы «Яблока» с ними успешно поработать, таким образом, близки к нулю. Отношение к «Яблоку» сложилось давно: что бы «Яблоко» сейчас ни делало, это отношение не перезагрузить». Эксперт пояснил, что уже давно институт выборов воспринимается в России как ритуал по поддержке власти: «Нет больше устойчивого протестного электората. Но даже если он появится, протестной партией они сочтут КПРФ. Тем более что люди понимают: голосуя за «Яблоко», СВО не остановить. Это даже самый наивный избиратель понимает». То есть если положение дел не будет соответствовать общественным ожиданиям, то больший политический вес будет приобретать другая партия – КПРФ. «Партия же «Яблоко» не воспринимается как актор, субъектности ей не хватает. Нет партии и в народной повестке. Даже если новый протестный слой будет симпатизировать ее позиции, то там либо сочтут «Яблоко» слабым и непроходным, либо само оно не сможет до граждан достучаться», – подчеркнул Калачев.