Руководство Госсовета Удмуртии согласовало вопрос об унификации названия комиссии. Фото Вячеслава Бухарова
На заседании ЦИК РФ выяснилось, что в регионах пошел процесс переименования избиркомов на единый лад. В некоторых республиках у комиссий в названии есть слово «центральная», отказ от него глава Центризбиркома Элла Памфилова считает «верной дорогой». Такая работа должна подчеркнуть, что в стране действует вертикаль госорганов, отвечающих за выборы. Эксперты отмечают, что начавшаяся уже давно унификация или, по другим оценкам, дефедерализация постепенно охватывает все сферы и ветви власти.
Зампред ЦИКа Николай Булаев на заседании 2 декабря при назначении на должность нового главы избиркома Удмуртии вдруг спросил у кандидата Светланы Пальчик, что она думает о параллельном существовании нескольких ЦИКов – федерального и, например, удмуртского.
«Центральная избирательная комиссия и центральная региональная избирательная комиссия. У вас как у новенького человека не возникает в голове такого небольшого дисонанса?» – заметил он. Соискательница должности не растерялась, заметив, что, мол, Булаев прав, «это режет слух». И выяснилось, что по рекомендации ЦИК РФ и под контролем тамошнего куратора региона Евгения Шевченко разработана «дорожная карта» о переименовании комиссии, чтобы привести ее название к единообразию, которое присутствует в большинстве субъектов РФ.
И этот разговор не выглядел каким-то экспромтом, недаром Пальчик пояснила, что вопрос уже предварительно проговорен с главой республики и председателем Госсовета: «Возражений нет, нас поддерживают». По ее словам, процесс переименования может завершиться к лету, нужно изменить около 20 нормативных документов, начиная с Конституции Удмуртии. Булаев на это сказал, что вот «первая ласточка», но, как оказалось, поторопился с выводом. Потому что к разговору через монитор подключился председатель ЦИК Карелии Алексей Бахилин. Он заявил, что поддерживает позицию Памфиловой и Булаева: «В условиях, когда избирательная система оформилась как единая вертикаль избирательных органов, во главе должна находиться одна центральная избирательная комиссия РФ». И напомнил, что на заседании карельского ЦИКа 24 ноября уже было принято решение о переименовании. «В настоящее время у нас в завершающей стадии находится разработка законопроекта о системе избиркомов Карелии. При этом данное решение уже обсуждено с руководством Заксобрания и исполнительной властью республики», – сообщил Бахилин. Памфилова отреагировала на эти слова благодарностями, назвав коллегу «первопроходцем»: «Хочу отметить: правильной дорогой идите, товарищи!». Член ЦИКа Борис Эбзеев напомнил, что данный вопрос подвис с 2011 года, но сейчас «сдвинулся с мертвой точки».
«НГ» попыталась выяснить, что стоит за такой инициативой ЦИКа и какой политический смысл виден за ней. Напомним, что, скажем, отмена должности «президент» в регионах заняла долгие годы, но в этом был четко виден тренд на вертикализацию госуправления. Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил: «Вряд ли глава ЦИКа до этого сама додумалась, у руководства ведомства нет такой степени свободы. Понятно, что эта инициатива идет из администрации президента». Но ему представляется, что здесь больше бюрократии, чем политики. «Настоящей унификации и дефедерализации нет. Потому что, с одной стороны, такие чисто формальные инициативы, а с другой – идет процесс разбалансировки политсистемы, в регионах уже есть свои вооруженные формирования, эти батальоны почему-то обращаются к губернатору, а не к президенту», – подчеркнул Обухов. Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов сказал «НГ», что пока трудно понять, откуда дует ветер. Но в последние годы есть общая тенденция на унификацию названий госорганов – центральные должны именоваться по-особому, а региональные – по-своему. И поэтому ЦИК, дескать, действует в этой логике: «Сейчас убирают остатки «парада суверенитетов», который был в 90-е годы. Должен быть всего один президент, а также одно правительство и министерства – только центральные, а в регионах, к примеру, департаменты». Но эсэр заметил, что возможны проблемы, когда национальные республики могут счесть процесс унификации наступлением на их права, хотя, по его мнению, теперь политические решения принимаются без оглядки на последствия.
Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова заявила «НГ», что «инициатива ЦИКа – это отнюдь не самодеятельность, это явное указание сверху». На это указывает и сам сценарий заседания, показавший, что тема не была для регионалов неожиданной. По ее словам, в том, что касается избиркомов, эта инициатива – «чистая декорация, вымученная придумка». Потому что в избирательной системе реальной вертикали нет: на словах все регизбиркомы подчинены ЦИК РФ, а на деле – исполнительной власти регионов, а в свою очередь та – администрации президента. «По факту здесь одни вывески заменят на другие. Но реальная централизация идет во всех иных сферах. Так, например, все еще есть региональные правительства и министерства, но по факту даже самый простой вопрос бюджета местные власти не способны решать без одобрения федерального Центра. Так что переименовать их в региональные департаменты было бы логично. И суды подвергаются этому процессу. Конституционного суда, к примеру, в Карелии уже нет, на очереди – Верховные суды республик, а также Госсоветы – парламенты. Хотя названия можно было бы или менять, или не менять, но у нас уже унитарное государство, федеративная сущность выхолощена», – подчеркнула Слабунова.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что прецедент с приведением к единообразным названиям начался с запрета «президентов» республик. Но хотя ЦИК действует вполне в духе времени, скорее всего, данная инициатива – это чистая самодеятельность, верховной власти сейчас не до того. Хотя «у регионалов уже не принято спорить не только с федеральной властью, но и с отдельными федеральными органами, прерогативы регионов отходят на второй план, идет централизация всех процессов», поскольку «децентрализация – это символ 90-х». По мнению эксперта, сейчас ЦИК как бы самоутверждается посредством демонстрации той вертикали, которая на деле не работает. При этом Макаркин считает, что вряд ли дойдет до унификации названий всех госорганов, ведь в новых регионах уже создаются «правительства». ЦИК же пытается укрепить свой авторитет с тем, чтобы в случае какого-то местного конфликта во время выборов, в котором не участвует губернатор и нет его интересов, выступить арбитром. «Центризбиркому важно подчеркнуть свою регулирующую роль, для этого вертикаль комиссий и создавалась», – отметил Макаркин.