0
3844
Газета Политика Печатная версия

30.11.2022 19:46:00

Кремль определяется с оттенками интеграции новых регионов

Во всех четырех субъектах России не будет суда присяжных до 1 января

Тэги: сво, новые регионы, интеграция, законопроект, судебная интеграция, ук, упк, правосудие, суды, присяжные

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

сво, новые регионы, интеграция, законопроект, судебная интеграция, ук, упк, правосудие, суды, присяжные Андрей Клишас и Павел Крашенинников с 2020 года стали заместителями главного юриста РФ – президента страны. Фото с сайта www.izak.ru

В Госдуму внесен законопроект о применении положений Уголовного (УК) и Уголовно-процессуального (УПК) кодексов в новых субъектах РФ. Судебная и правоохранительная интеграции не будут быстрыми. Например, суды присяжных появятся лишь с 2027 года. При этом зафиксировано, что у интеграции появляются оттенки. Скажем, в республиках Донбасса открытые до 30 сентября уголовные дела продолжаются, а в регионах Северной Таврии вводится предварительная оценка материалов прокуратурой. Таким образом, подтверждается явное разделение приобретенных территорий на две категории. К примеру, есть вопрос, для кого более актуален механизм освобождения пророссийских активистов от наказаний за преступления против Украины – для Запорожья и Херсона или для Донецка и Луганска.

Законопроект подписан председателями комитетов Совета Федерации и Госдумы по государственному строительству и конституционному законодательству Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым. И это можно считать молниеносной реакцией на поручение президента о скорейшем появлении российского суда в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Однако если структурно суды там и появятся достаточно скоро, то полной чистоты правосудия без каких-либо украинских примесей, понятное дело, быстро добиться не удастся. Документ в принципе и поясняет, по каким причинам, устанавливая правила переходного периода и указывая на его нюансы.

29 ноября, выступая на X Всероссийском съезде судей, президент РФ Владимир Путин напомнил о результатах референдумов в Донбассе и Северной Таврии и поставил такую задачу: «На этих территориях предполагается создание федеральных судов. Верховному суду совместно с другими органами судейского сообщества предстоит большая работа по формированию новых составов судов, их скорейшей интеграции в российскую судебную систему». Он подчеркнул, что предстоит не только подбор всех судейских кадров, но и меры по материально-техническому обеспечению деятельности судов. «И сделать это нужно в максимально сжатые сроки, чтобы гражданам, проживающим на этих территориях, было гарантировано конституционное право на судебную защиту», – заявил Путин.

Из проекта Клишаса–Крашенинникова выходит, что пока право на такую защиту не будет полным. Речь идет о статье 7 документа, в которой до 01.01.27 откладываются положения УПК, регулирующие действие судов присяжных как в региональных, так и в районных судах. С одной стороны, это метод, опробованный в Крыму. В состав РФ тот вошел в марте 2014-го, а коллегии заседателей были сформированы на полуострове только в конце 2017-го, чтобы в течение 2018-го присяжные появились на всех уровнях судов. Но для четырех новых регионов отсрочка выходит еще большей. И если понятно, что кроме технической подготовки к введению данного института необходимо довести до нужного состояния общественные настроения, а их даже в РФ власть пока не очень хорошо контролирует, то не ясно, почему к формированию судов присяжных для той или иной территории не применен отдельный подход?

А в законопроекте именно такой подход устанавливается по различным аспектам правоприменения. Как заявлено в пояснительной записке, «во избежание правовой неурегулированности в данной сфере положения проекта федерального закона предлагается распространить на правоотношения, связанные с деяниями, совершенными на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года». Однако Донецк и Луганск будут интегрироваться в РФ на более высокой скорости, чем Запорожье и Херсон. Например, в отношении первых двух вводится такой порядок: «Производство предварительного расследования преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве органов предварительного расследования ДНР и ЛНР до 30.09.2022, продолжается в соответствии с требованиями УПК РФ».

В остальных двух регионах правила правосудия окажутся не такими определенными: «Материалы, по которым досудебное расследование деяний, содержащих признаки преступлений, на 30.09.2022 не было завершено (независимо от гражданства лица, подозреваемого в совершении преступления), передаются прокурору для определения вида уголовного преследования и подследственности в соответствии с УПК РФ». И только потом, а не сразу – как в ДНР и ЛНР, оценкой доказательств, имеющихся в дореферендумных делах, займутся следователи. Различаться будут и порядки исчисления различных процессуальных сроков, процедуры прекращения дел и пр. Понятно, что четко указано, что не может быть поворота к худшему, то есть пересмотра сроков заключения или назначения их в большую сторону, чем предполагалось украинским законодательством.

Законопроектом вводится любопытная процедура, которая в случае крымской интеграции в РФ то ли не вводилась, то ли не стала актуальной. Имеется в виду необходимость разбирательства по поводу жителей новых регионов, которых украинские органы и суды преследовали за преступления как бы в интересах РФ. Пояснительная записка декларирует: «Вводится положение, согласно которому не будет признаваться преступным и наказуемым деяние, совершенное на территории нового субъекта РФ до 30.09.2022, если оно было направлено на защиту интересов РФ или этих субъектов». В законопроекте этому посвящена статья 9. Осужденный или обвиняемый либо его защитник смогут обратиться в суд с ходатайством об отмене прежних решений. Они должны представить подтверждающие материалы, но не уточняется, какие точно, а суд их оценит, хотя не говорится, как это будет реализовано практически.

Понятно, что вряд ли в тюрьмах и СИЗО на новых территориях остались пророссийские активисты, их скорее всего украинские власти давно оттуда вывезли или того хуже. Так что, очевидно, речь идет о возможности немалого числа людей снять с себя клеймо судимости. Однако для ДНР этот механизм пока неактуален – половина республики РФ не контролируется, а для ЛНР это рабочая норма. А по поводу Запорожья и Херсонщины есть большой вопрос – так ли уже необходимы там в нынешних условиях эти реабилитационные механизмы? 


Читайте также


"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1836
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1224
В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

В России обнаружилось несколько минимальных продуктовых корзин

Ольга Соловьева

Стоимость базового набора еды в торговых сетях оказалась ниже, чем у Росстата

0
1441
Моди устоял после выборов в двух штатах Индии

Моди устоял после выборов в двух штатах Индии

Владимир Скосырев

Оппозиция бросает вызов правящей партии

0
1300

Другие новости