Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев провел объемную законодательную работу. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума 23 ноября планирует одобрить основные положения проекта, которым вносятся изменения в 40 действующих законов для более жесткого регулирования деятельности иностранных агентов. Корректировка правового поля носит в основном технический характер – многочисленные категории иноагентов заменяются единым термином. Однако есть и новации: например, СМИ запрещено публиковать материалы иноагентов без упоминания этого статуса в связи с любой их деятельностью. Фокус тут в том, что базовый закон в этой части сформулирован с возможностью обратной силы, а значит, за неуказания можно будет наказывать задним числом.
Инициатива по модернизации законодательства была подготовлена в развитие нового закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». После первого ее чтения в Госдуме прошло почти полгода, объем документа существенно вырос, его было решено превратить в основу для приведения всей работы по иноагентам к единому знаменателю в виде стандартизированных запретов и ограничений.
В бесчисленных поправках, автором которых практически всегда выступает глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев, вместо множества категорий, перечисление которых обычно занимало полстраницы, отныне будет значиться единый термин – иностранный агент. Все прежние случаи поражения в правах при этом сохраняются, здесь никакого расширения не произошло. Более того, сделано даже одно либеральное уточнение по поводу разрешения религиозным организациям на отправление культа в закрытых для всех прочих граждан местах.
При этом после принятия данного законопроекта уйдет в небытие прежняя риторика – мол, власти РФ иноагентов не запрещают и не репрессируют в отличие от США с их аналогичным законом, но необходимо, чтобы они все проявились и зарегистрировались. Теперь вводятся именно запреты, которые по российской традиции решили сопроводить и «бомбардировкой Воронежа». Например, хотя в России уже и не осталось радикально оппозиционных СМИ, ударить решено именно по массмедиа.
Дело в том, что в статье 4 базового закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» виды этой деятельности не просто перечислены и разграничены на запретные и возможные. Деятельность иноагентов, подпадающая под последнюю категорию – это наука, культура, искусство, спорт, благотворительность и т.д., – тоже может оказаться под ограничениями. После чего в случае публикаций о каком-то будущем иноагенте СМИ всегда будут под угрозой, что штраф за неупоминание статуса придет им задним числом. Понятно, что это делается для того, чтобы отвратить прессу от излишнего внимания к различным общественным движениям и проектам, включая те, которые располагаются только в Сети.