0
4478
Газета Политика Печатная версия

16.11.2022 20:47:00

Депутаты бросились в среднюю школу

Централизация системы образования поспособствует патриотическому воспитанию детей

Тэги: закон, образование, централизация, патриотическое воспитание


закон, образование, централизация, патриотическое воспитание Министерство просвещения РФ действует на поле образования в унисон с Госдумой. Фото с сайта www.duma.gov.ru

В Госдуме 16 ноября прошел правительственный час с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Мероприятие получилось остро актуальным хотя бы потому, что накануне более 340 депутатов во главе лидеров нижней палаты подписались под поправками к закону «Об образовании». В них предлагается окончательно решить вопрос о возможности передачи средней школы с муниципального на региональный уровень. С точки зрения финансов такая централизация почти везде и так уже реализована, но действующие правовые рамки, похоже, мешают повсеместному установлению стандартов патриотического воспитания детей.

Выступление Кравцова, с одной стороны, не добавило каких-то новых красок в существующую картину состояния среднего образования в стране, а с другой – явилось как раз той необходимой иллюстрацией, которая подчеркнула актуальность общедумской законодательной инициативы.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин объявил о законопроекте всех фракций нижней палаты как раз в ходе правительственного часа. Стоит отметить, что хотя поправки к закону об образовании появились в базе ГД накануне ночью, к утру они уже успели пройти все необходимые предварительные процедуры. Первое чтение предварительно назначено на 7 декабря, Кравцов, судя по всему, ведомственных возражений не имеет. И это неудивительно, ведь сейчас фактическая централизация в руках властей субъектов РФ пока де-юре муниципальной средней школы уже проведена практически везде. По крайней мере в высокодотационных регионах, которые вообще-то получают на систему образования немалые федеральные дотации.

Депутатами предлагается такая новая законодательная норма: «Органы госвласти субъектов РФ вправе осуществлять полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 9 настоящего федерального закона, в отношении муниципальных образовательных организаций». Она приведет правовую основу в соответствие с реальностью, а местные подробности будут установлены региональными законами. В пояснительной записке о необходимости повысить финансовую прозрачность говорится в первую очередь, но вот тезис о более целенаправленной централизации стандартов образования убедительным вовсе не выглядит. Скажем, Володин напомнил, что уровень муниципальных школ «очень разный»: «Есть областные центры, где есть возможность развивать школы. А есть сельские районы. У нас в сельских районах 56% школ из почти 40 тыс.».

В пояснительной записке на этот счет сказано так: «Сейчас между различными субъектами РФ и муниципальными образованиями даже в одном субъекте РФ наблюдается отсутствие однородности качества образования и необходимой степени единства в регулировании важных вопросов в сфере образования, что затрудняет возможность выстраивания единого образовательного пространства». Дескать, «сложившаяся длинная цепочка управления с концентрацией влияния на низовом уровне снижает маневренность, управляемость системы образования». Дошло даже до того, что имеющаяся несогласованность разных уровней власти по поводу управления сферой образования «создает условия для ее разбалансировки». Депутаты взялись решить проблемы до конца года, для того чтобы школьники имели гарантии на одинаковый уровень как обязательного, так и дополнительного образования.

В принципе же на правительственном часе в Госдуме уже и прозвучали те направления, которые в ближайшее время в российских школах будут развиваться наиболее активно. Например, это непременное трудовое воспитание, за установление которого публично высказался Володин, а Кравцов – его полностью поддержал. Сам же министр представил планы по единому и сквозному стандарту изучения истории, еще раз повторив свои прежние слова, что нынешняя спецоперация обязательно найдет место в учебниках. Это, понятное дело, означает, что в школьной системе будет усиливаться патриотическое воспитание, хотя вот такой предмет, как «Начальная военная подготовка», Кравцов обещал оставить на усмотрение педагогического и родительского сообществ. Во что, правда, не сильно верится с учетом перспективы появления в каждой школе своего отделения соответствующего Всероссийского движения, название которого пока не определено в отличие от почетного председателя – президента РФ Владимира Путина. 


Читайте также


Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
3155
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
4222
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
2203
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
3363

Другие новости