Взорванный мост через Днепр юридически не отделил Херсон от России. Фото Reuters
Хотя российские войска уже неделю назад отступили из части Херсонской области, которая официально является субъектом РФ, политических заявлений сверху так и не последовало. Ситуация пока не отражена и в каком-либо юридическом акте. Впрочем, как выяснила «Независимая газета», никто и не прогнозирует экстренного правового оформления Россией факта украинской оккупации. Кроме того, напомнили эксперты, как таковой четкой границы между странами, можно сказать, и нет – по законам и советским, и нынешним.
Напомним, что Владимир Путин об оставлении того же Херсона не высказался. Вместо него пресс-секретарь президента Дмитрий Песков констатировал, что город, безусловно, остается административным центром Херсонской области в составе РФ и после отвода ее войск.
Таким образом, спустя неделю после приказа главы Минобороны Сергея Шойгу главкому спецоперацией генералу армии Сергею Суровикину приступить к отводу войск за Днепр власти РФ никак не отреагировали на новую реальность, более того, они ее показательно не признали. Между тем уход России из Херсона развел патриотически настроенную общественность по двум большим лагерям. В первом оказались те, кто доверяет госпропаганде или же сам ею занимается, во втором – пресловутые «рассерженные патриоты». Причем надо заметить, что между двумя группами происходит постоянное перемещение, но разрастается в основном именно вторая. В ней еще идут споры о том, была ли военная необходимость ухода за Днепр или ее не было, а вот о том, что последнее означает, дискуссий почти нет: это начало попыток организовать процесс неких мирных договоренностей между Россией и Западом, к которому примкнет и Украина. В лоялистской группе как раз рассуждений о военной необходимости нет – ведь это пропагандистский нарратив, но есть разные мнения о перспективах спецоперации: она встанет на небольшую паузу или, наоборот, перейдет к наступательной стадии.
При этом очевидно, что обеим группам хотелось бы услышать результирующее заявление власти – и лучше, если бы это был сам Путин. Потому что патриотическую общественность, к примеру, сильно удивляет, что ни одно правоохранительное ведомство не делает соответствующих заявлений о совершении киевскими властями ряде преступлений против территориальной целостности РФ, по которым в Уголовном кодексе есть подходящие статьи. Также в отличие от Украины, где проблема потери земель отражена и в законодательстве, и даже в структуре органов исполнительной власти, в России, похоже, этим никто и не собирается озабочиваться. Между тем очевидно, что коллизии в связи с оккупацией неких частей субъектов РФ будут возникать, причем по вполне реальным кейсам, а уже не в виде юридических фантомов. Под ними можно понимать размытые формулировки по поводу конкретной линии госграницы в договорах о вступлении ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона в состав РФ и соответствующих конституционных законах. Недомолвки позволяют считать, что граница России с Украиной может проходить где угодно либо, как выяснила «НГ» вообще нигде.
Что касается реальных ситуаций, то вот сейчас, например, МВД вроде бы как задержало за хищение бюджетных денег зампреда правительства Херсонской области по соцполитике Екатерину Губареву – супругу первого «народного губернатора» Донбасса в 2014 году Павла Губарева. Вопрос в том, как будет проходить расследование. Дальше скорее всего возникнут и другие ситуации: кто-то из официальных граждан РФ оставил на оккупированной Украиной территории имущество или бизнес, а кто-то просто не может восстановить документы для получения пособий или пенсии. «НГ» решила выяснить у экспертов, будут ли власти РФ хотя бы как-то развеивать туман спецоперации и переменчивость военных успехов.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин на это заявил «НГ», что границ между Украиной и Россией вообще не существует, а потому нецелесообразно говорить о закреплении – юридическом или политическом – поворотов спецоперации. С одной стороны, он подтвердил наличие юридической проблемы: парламент и президент не определили законом административные границы новых территорий – и поэтому когда граница вроде бы и нарушается, то непонятно где. Мухин отметил, что есть и еще один юридический казус: госграница между РФ и Украиной не демаркирована, так что даже после начала спецоперации нельзя сказать, что Россия что-то нарушила: «Украина в свое время писала гневные письма в ООН, что, дескать, РФ вторглась на ее территории, в ответ ей пришло официальное письмо, что госграницы юридически не существует». Третий же юридический казус, дескать, вытекает из того же письма ООН: РФ – официальная наследница СССР, его правопреемница, так что весь корпус международных договоров остается прежним. А граница СССР ведь заканчивается на западе Украины. «Этот документ всплыл в 2014-м. В том самом официальном письме ООН Украине. Поэтому сейчас не стоит издавать новые указы. А вопросы обеспечения беженцев можно решать на уровне правительства и специального Координационного совета», – подчеркнул Мухин.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ», что после референдумов новые территории официально были признаны российскими, «сейчас возникла военная необходимость и часть территорий оставили», но все ждут их возвращения обратно. И поэтому нет особой целесообразности указами, законами или хотя бы заявлениями закреплять эту временную ситуацию. «Конечно, можно было бы сказать обществу, что территориальная целостность РФ будет восстановлена и что не будет новых отступлений, но пока прошло небольшое время. Вот если станет понятно, что это навсегда или надолго, будет определен статус-кво, то тогда такие вопросы станут справедливы. Сейчас фиксировать ничего нельзя, просто потому что спецоперация идет – нет ни ее окончания, ни каких-либо переговорных процессов», – заметил Обухов. Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ»: «Пока СВО не окончена, нет необходимости в правовых актах или даже заявлениях. Пока нет даже перемирия, а тем более договоров, так что резких движений делать не нужно. Сложилась такая ситуация, когда обстановка меняется ежедневно, ежечасно, сегодня какие-то территории у них, завтра – у нас. Юридические документы имеют смысл только для устоявшихся правоотношений, сейчас острой необходимости в них нет». В свою очередь, член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова сказала «НГ»: «Мы видим политическое молчание верхов, потому что сказать особо нечего. Россия до последнего оставляла новые регионы без четких границ и так и не смогла их обозначить на бумаге. Поскольку линий нашего государства никто не называл публично, потому и возвратить эти границы к юридическим не представляется возможным. А политически власти не спешат делать заявления, потому что ждут сигнала к готовности противоположной стороны к проведению переговоров. Ну и, кроме того, по оглашенным планам потом можно будет предъявить претензии, а по неоглашенным уже ничего не предъявишь». По ее мнению, власть не спешит давать обещаний, потому что неизвестно, как все обернется. Например, по ее данным, уже сейчас возникают вопросы с выплатами пенсий и пособий на территориях Херсонской области.