0
4518
Газета Политика Печатная версия

15.11.2022 20:26:00

Коммунисты сделали политическое открытие

В ядерном электорате левых доминируют антипутинские настроения

Тэги: левые, кпрф, электорат, протестные настроения, критика, власть

On-Line версия

левые, кпрф, электорат, протестные настроения, критика, власть Фото сайта kprf.ru

КПРФ заявляет об устойчивом росте своего электората за последние пять лет. В процентах это выглядит так, однако в абсолютных цифрах получается прирост примерно в 50 тыс. человек, что показывает сравнение единого дня голосования (ЕДГ) 2022 года с ЕДГ-2017. Но настоящим политическим открытием очередного социологического исследования стала четкая связь между падением рейтинга президента и подъемом поддержки КПРФ. Казалось бы, это должно показать ЦК необходимость радикализировать критику в адрес Кремля. Эксперты считают, что при нынешнем руководстве партии этого не будет, наоборот, несмотря на электоральные минусы, консенсус левых с властью будет укрепляться.

В исследовании «СВО и выборы-2023/24 гг. Приоритетные технологии и подходы для КПРФ» Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) выявил, что электорат партии дает устойчивый рост уже пятый год подряд. С 2017-го это 8,5% но, правда, получается лишь около 50 тыс. человек. Если верить ЦИПКР, то по итогам ЕДГ-2022 и выборов в Госдуму-2021 ядро избирателей КПРФ не просто сохранилось, а разрослось, хотя по сравнению с думской кампанией партия немного и отступила. Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов объяснил это так: мол, «протестная периферия» после начала СВО «размазалась по различным политическим силам или вообще проигнорировала выборы».

«НГ» уточнила социально-демографический состав этого ядра. Обухов сказал, что КПРФ – преимущественно мужская партия, голосующие за нее женщины – в меньшинстве. Есть три устойчивых возрастных пика – молодежь (25–35 лет), средний возраст (45–55 лет), пенсионеры (65–75 лет). Провалы же есть в точках 36–45 лет, 55–65 лет и 80+. При этом традиционные избиратели – это пенсионеры. Причем во всех слоях, но особенно среди молодежи есть общепротестный избиратель, который разочаровался в нынешней политике властей. Также среди голосующих за КПРФ больше всего тех, кто имеет среднеспециальное образование. Географии же поддержки КПРФ – это прежде всего малые города и районы, областные центры, а вот в мегаполисах, в отличие от прежних времен, и в средних городах наблюдается падение.

Обухов подтвердил, что проседание электората в нынешнем году стало проблемой для партии, потому что от нее отвернулись «рассерженные горожане». Но коммунисты настаивают, что прирост их ядра именно физический, это не флуктуации, например, большая выборка потенциальных избирателей. К примеру, к КПРФ все чаще приходят и аполитичные ранее женщины, и «рассерженные патриоты», а теперь еще и члены семей мобилизованных граждан. Между тем главным открытием в исследовании ЦИПКР выглядит четкая корреляция: рейтинги КПРФ обратно пропорциональны рейтингу президента: «Средний результат КПРФ повышается в периоды длительного уменьшения индекса поддержки президента. И наоборот – падает в условиях нарастания индекса поддержки президента. Волнообразность таких циклов очевидна. Сегодня мы на очередном верхнем пике такой волны у президента и нижним пике – у КПРФ. Такая жесткая корреляция еще раз подтверждает тот факт, что КПРФ – единственная реальная легальная оппозиция в российской политической системе», – подчеркивается в исследовании.

Таким образом, получается, что та же поддержка спецоперации со стороны КПРФ и особенно ее руководства выглядит своего рода электоральным самострелом. Причем даже не так важно, поднимается ли партия за счет разочаровывающихся во власти, о чем, собственно, и сигнализируют падающие президентские показатели, или за счет того, что антипутинское ядро левого электората от такого падения сильно воодушевляется. Сам Обухов пояснил, что глубинного исследования состава ядра КПРФ не проводилось, поэтому сказать точно, насколько велики у него протестные настроения, будет сложно. 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что «сейчас выявлять настроения сложнее, чем несколько лет назад, потому что многие респонденты более склонны давать социально-одобряемые ответы, не соответствующие действительности». Однако, если исследование КПРФ достоверно, то на самом деле для нее хорошо, что удалось сохранить и даже частично нарастить электорат, а не растерять его, хотя «прирост в 50 тыс. человек в масштабах страны – это погрешность». «Периодическое усиление партии объясняется разными факторами: романтизмом юности, когда студенты симпатизируют Че Геваре, протестным голосованием молодежи и среднего возраста, а также разочарованием в политике властей ранее аполитичных избирателей из самых старших групп. А вот провалы, напротив, можно объяснить либо симпатией к власти – в основном у самых старших возрастных групп, ведь пенсионеры понимают, кто дает пенсию, гарантии и прочие «блага», либо разочарованием в самой КПРФ еще с 90-х. Люди среднего возраста видели, как вела себя партия в 1991-м, 1993-м и 1996-м, роль играет и приверженность этой группы западным ценностям. Молодежный же спад – это уход части общепротестного электората из-за того, что левые стали активнее поддерживать власти и перестали быть жесткой оппозиционной партией», – пояснил Калачев. «Нынешний ядерный электорат КПРФ – это государственники, так что рост левых во время падения рейтингов президента объясняется тем, что это сообщающиеся сосуды: даже минимальное снижение поддержки президента влечет за собой резкое падение рейтинга ЕР, разочаровавшиеся избиратели начинают искать альтернативу – и находят КПРФ. Но наибольший прирост коммунистам сейчас дает ситуационный избиратель, не имеющий устойчивых политических предпочтений, то есть к ним опять же перетекает периферийный электорат ЕР», – отметил он. Тот некий «самострел» левых, когда они сами же и поддерживают президента, хотя рост его рейтинга влечет их падение, по мнению Калачева, имеет следующее обоснование: «Во многом позиции левых и власти сейчас сходятся, партия послушно играет роль в «союзе КГБ и коммунистов» даже несмотря на то, что это приносит электоральные потери. Но у нынешнего руководства КПРФ и нет задачи - побеждать, во главе угла у него – сохранение организации, а здесь важнее хорошие отношения с властью, нежели электоральные успехи. И пока власть уже в самой партии не сменится, вряд ли можно ожидать новой парадигмы действий КПРФ».


Читайте также


Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Партийные губернаторы превратятся в пережиток прошлого

Дарья Гармоненко

Хакасию и Орловскую область сохраняют в руках КПРФ по инерции

0
1194
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1485
"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
2267
Партийная система продолжает терять сторонников

Партийная система продолжает терять сторонников

Иван Родин

Традиционный расклад политических сил не удовлетворяет ни власть, ни граждан

0
2440

Другие новости