0
5061
Газета Политика Печатная версия

10.11.2022 20:34:00

Иностранцам-нарушителям смягчат приговор по семейным причинам

Конституционный суд выдал механизм как выдворения мигрантов из страны, так и их удержания

Тэги: суд, семейные мигранты, принудительная депортация, штраф, семейный кодекс, миграционное законодательство


суд, семейные мигранты, принудительная депортация, штраф, семейный кодекс, миграционное законодательство Выдворять семейных мигрантов не обязательно, но можно. Фото РИА Новости

Конституционный суд (КС) так и не решил вопрос, связанный с выдворением «семейных» мигрантов из страны, оставив его на откуп судейского усмотрения. Чтобы добиться хоть какого-то единообразия практики, чиновники предлагают смягчить законодательство и ввести штраф для тех, у кого есть родственники в РФ, как альтернативу их депортации. Однако, говорят эксперты, столь гуманный порыв может усугубить другую по-прежнему не решенную властями проблему – фиктивных союзов иностранцев с россиянами.

Правозащитники неоднократно жаловались на массовые выдворения иностранцев из РФ «без суда и следствия» и критиковали тех судей, которые штампуют такого рода приговоры, не глядя на наличие у приезжих устоявшихся связей в РФ.

Такое положение дел в очередной раз попытались обжаловать в Конституционном суде. Который вроде бы и заступился за заявителя, нарушившего миграционный режим и получившего за это запрет на въезд в РФ, несмотря на зарегистрированный брак с россиянкой. Согласно решению вышестоящей инстанции, его дело должно быть пересмотрено, «поскольку суды не учли всех семейных сторон дела». Но в то же время КС указал, что наличие у иностранца родственников в России – еще не окончательный аргумент против выдворения. То есть суды, конечно, обязаны их учитывать, но могут самостоятельно решать, смягчает ли это приговор или все-таки нет.

Получается, нынешним решением КС можно будет обосновывать как правомерность выдворения мигрантов с семьями в РФ, так и незаконность подобных решений. Притом что сегодняшняя практика и так далека от единообразия: пока одни суды полагают, что принудительная депортация ассимилированных приезжих нарушает их право «на уважение частной жизни», другие наотрез отказываются делать послабления. Как сказал доцент РАНХиГС, директора АНО «Академический Альянс» Михаил Бурда, своими разъяснениями КС внес еще больше путаницы в правоприменительную практику. С одной стороны, теперь судам необходимо учитывать семейный фактор, а с другой – наличие семьи не является гарантом неприменимости процедуры выдворения к нарушителю. То есть «в каком качестве необходимо учитывать семейный статус, что под этим имел ввиду Конституционный суд и как это применять, в общем-то непонятно». Столь пространные определения, с его слов, очень скоро потребуют дополнительных определений.

Между тем на разных площадках вновь обсуждается идея создания альтернативы выдворению иностранцев, дважды нарушивших административное законодательство. К примеру, звучат мнения, что наличие семейных уз является весомым основанием, чтобы, например, заменить депортацию штрафом. Либо нарушителей предлагается направлять на обязательные работы, чтобы заодно компенсировать свои проступки российской казне. В то же время законопроект о запрете выдворять мигрантов, у которых здесь семьи, еще в прошлом году был внесен депутатами от «Единой России», но так и завис в недрах Госдумы. Вернуться к его рассмотрению предлагают и в аппарате уполномоченного по правам человека в РФ – его глава Татьяна Москалькова уверена, что Административный кодекс слишком жестко регулирует этот вопрос. «Мы бы просили законодателя не депортировать мигрантов за незначительные нарушения ради сохранения семей с россиянками», – говорит омбудсмен. К тому же в МВД неоднократно жаловались на нехватку денег для депортации всех тех приезжих, которые нарушают законы страны.

Эксперты «НГ» опасаются других крайностей: что мигранты ради иммунитета от депортации из РФ начнут чаще заключать фиктивные браки. Следовательно, прежде чем давать им такой стимул, сперва стоит разобраться с этой проблемой.

По словам Бурды, если иностранец состоит в браке с гражданином РФ и у них есть общие дети, родившиеся в этом браке, суду действительно стоит учитывать эти аспекты в рамках вынесения своего вердикта, но «каждый случай индивидуален, его надо рассматривать, учитывая все обстоятельства». По его мнению, наличие жены и детей не может являться основанием для того, чтобы мигранта не выдворять, так как именно заключение фиктивного брака является излюбленной формой легализации и приобретения выходцами из других стран российского гражданства. Он предупреждает: такой тотальный иммунитет от выдворения приведет лишь к кратному росту стоимости фиктивной женитьбы на женщине с детьми. Фактически такая мера предлагает нелегалам узаконить еще одну лазейку, говорит юрист.

Бурда считает, что Семейный кодекс давно можно было усовершенствовать нормами, которые позволят отличать фиктивный брак. Такая практика есть и применяется в других государствах. Например, предполагается, что супруги должны вместе проживать, демонстрировать совместный быт, наличие отношений, в том числе и сексуального характера, и т.д. «Если же мы говорим об альтернативе выдворению, то каких-то эффективных альтернативных механизмов мне не видится. Миграционные законы надо исполнять, а не придумывать, как их обойти и не понести за это наказания», – заключил собеседник «НГ». Но этим вопросом почему-то «никто не задавался».

Президент центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров тоже считает, что в данном случае нужно проявить стойкую позицию относительно действующего миграционного законодательства. Иначе поблажки для «семейных» нарушителей из числа мигрантов могут повлечь рост фиктивных браков, заключаемых только ради снисхождения со стороны суда. «Каждый отдельный случай должен тщательно проверяться. Суд должен выносить решение, исходя из степени вины нарушителя и других отягощающих или, напротив, смягчающих обстоятельств», – подчеркивает он. Наличие детей, говорит эксперт, безусловно, должно учитываться судом с тем, чтобы не нарушалось естественное право ребенка на полноценную семью. Что касается неоднозначных выводов КС, Федоров объясняет это тем, что они проистекают из несовершенства миграционного законодательства, а также из отсутствующей миграционной политики. Отсюда и выходит, что «у судьи, с одной стороны, есть закон, с другой– человеческие судьбы, но нет ни принципа, ни понимания, как поступать в конкретных случаях».

Гражданский активист Алексей Егоркин напомнил «НГ» о проблеме фиктивных усыновлений русских детей мигрантами, что дает последним автоматическое право на получение вида на жительство. То есть, говорит он, опасение, что мигранты «будут злоупотреблять предоставленным из гуманистических соображений послаблением в миграционном законодательстве, уже реализуется ими на практике». Поэтому он согласен, что смягчение наказания не должно быть массовым, «нужен индивидуальный подход с изучением всех жизненных обстоятельств мигранта-нарушителя». Эксперт считает, что европейский опыт в этом случае был бы кстати. 


Читайте также


Верховный суд требует оригинальных решений

Верховный суд требует оригинальных решений

Екатерина Трифонова

Расхождения в текстах протоколов становятся все более существенными

0
3426
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2267
В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

Виктория Панфилова

Громкий судебный процесс проходит за закрытыми дверями

0
3935
Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Владимир Скосырев

Проигравшие получили от 4 до 10 лет тюрьмы

0
2151

Другие новости