Фото агентства городских новостей "Москва"
Низовому уровню избирательной системы предстоит полное обновление уже в будущем году. В этом обновлении собирается активно участвовать партийная система. Все партии отреагировали на заявления Центризбиркома и ротации членов участковых избирательных комиссий тем, что будут стараться набрать нужное количество и продвинуть своих членов с решающим голосом во все почти 100 тыс. избирательных комиссий. Эксперты отмечают, что партии пытаются компенсировать отсутствие нормальных условий для конкретной борьбы на выборах контролем голосования на местах.
Парламентская и непарламентская оппозиция озабочена положением дел в избирательных комиссиях и поэтому готовит ротацию своих представителей. Правые и левые политические партии откликнулись на заявление главы ЦИК Эллы Памфиловой, которая публично заявила о полной кадровой замене на низовом уровне в системе избиркомов. По ее словам, обновление состава участковых избирательных комиссий обязательно состоится уже в 2023 году.
В связи с этим, как выяснила «НГ», партии собираются отбирать кандидатов для комиссий, которых уже почти 100 тыс. по стране. Конечно, оппозиционеры всех мастей постоянно заявляют о том, что возможность конкурентной борьбы на выборах в последнее время заметно снижается, а административный механизм контроля, наоборот, усиливается. При этом, как пояснили представители различных партий, борьба за голосование будет продолжаться.
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов сказал «НГ»: «Мы приложим все усилия к тому, чтобы подобрать достойных членов для УИКов при ротации. Потому что многие прежние члены комиссий действительно утратили связь с партией, оказались прикормлены администрацией и теперь вместо интересов оппозиции продвигают интересы власти регионов, городов». При этом эсер оценил инициативу ЦИК положительно. «Старые члены комиссий, которые уже давно сидят, наловчились корректировать результаты выборов различными отработанными техниками и механизмами. Новые члены все равно будут неискушенными, даже если со временем они и будут работать на власть, то пройдет время, пока они отработают технологии корректировки результатов голосования», – подчеркнул он. По мнению Емельянова, отстаивать выборы нужно на всех уровнях, даже при закручивании гаек. «Это путь эволюционный. Англия, например, шла к честным и свободным выборам почти 100 лет. Закончилось движением суфражисток, когда женщинам дали избирательные права. Россия только в начале этого пути», – отметил он.
«У партий есть квота для продвижений своих представителей, членов комиссий с решающим голосом, – напомнил «НГ» пресс-секретарь ЛДПР Александр Дюпин. – И мы, естественно, своими правами воспользуемся, будем выдвигать везде своих представителей. И в 100 тыс. УИКов и в ТИКи, если будет ротация и там. Потому что чем больше наших людей на местах, тем эффективнее контроль за выборами».
Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов заметил «НГ»: «В какую бы декорацию власти ни превращали выборы, но пока они еще остаются окном возможностей для оппозиции. Это борьба в легальном политическом поле, шанс получить голоса избирателей и выдвинуть своих представителей в разные органы власти. Поэтому мы серьезно относимся к кадровому обновлению членов комиссий. Борьба за контролем над голосованием и противостояние фальсификациям – это последний форпост борьбы за гарантии прав граждан на волеизъявление». Коммунист отметил, что, несмотря на выборные новации, в стране остается примерно 40% территорий, где выборы проводят более-менее свободно и честно, и только 30% откровенных «электоральных султанатов». При этом члены комиссий на местах предотвращают совсем уж откровенные нарушения и фальсификации.
Член политкомитета «Яблока», депутат Заксобрании Карелии Эмилия Слабунова заявила «НГ»: «Безусловно, контроль на участках необходим. Поэтому мы делегируем своих представителей обязательно. Постараемся закрыть как можно больше УИКов. Потому что пытаться остановить махинации на участке, не имея своего представителя, бесполезно. Как показывает опыт, если есть наблюдатель или член комиссии от оппозиции, который добросовестно исполняет свои обязанности, комиссии стесняются совсем уж откровенно нарушать закон. Кроме того, наши представители потом собирают картину с мест, и мы рассказываем, что на самом деле происходило на выборах».
«Партии пытаются вести политическую работу, смысл в ней есть всегда, – считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Члены УИКов – это хоть какое-то представительство на избирательных участках. Тем более что сейчас упразднили членов комиссий с совещательным голосом, а для наблюдателей созданы очень сложные условия. На то же трехдневное голосование далеко не все могут отпроситься с работы. Поэтому активность со стороны партий – это не самореклама, а реальная деятельность, которая выгодна им самим. Ведь УИКи работают на выборах всех уровней, не только губернаторов и президента, но и Госдумы, заксов, гордум, муниципалитетов – там, где партии могут взять реальные мандаты. Так что отбор своих членов комиссий – это работа для оппозиционных партий вдолгую».