0
3760
Газета Политика Печатная версия

07.11.2022 19:44:00

В России создадут рейтинг тюрем и СИЗО

Общественники обещают интернет-приложение, позволяющее заключенным отстаивать свои права

Тэги: фсин, онк, обзественный контроль, сизо, тюрьма, заключенные, права, правозащита


фсин, онк, обзественный контроль, сизо, тюрьма, заключенные, права, правозащита Усиление общественного контроля над пенитенциарной системой извне будет способствовать более либеральным условиям для заключенных. Фото с сайта www.fsin.gov.ru

Члены общественно-наблюдательных комиссий (ОНК) будут выставлять оценки российским СИЗО и колониям. Общественники обещают фиксировать все злоупотребления и плохие условия, а также наладить обратную связь с руководством исправительных учреждений. Эксперты «НГ» полагают, что проект скорее направлен на восстановление престижа ФСИН. Для выявления серьезных нарушений не хватает независимого общественного контроля.

О создании интернет-проекта для формирования рейтинга соблюдения прав человека в СИЗО и колониях объявлено на форуме «Сообщество» в Общественной палате (ОП). Одним из его инициаторов стала общественно-наблюдательная комиссия (ОНК) Москвы. По словам ее секретаря Алексея Мельникова, большинство пенитенциарных учреждений РФ не уступают европейским, а местами «даже лучше».

Мало того, по мнению Мельникова, «ни в одной стране мира нет таких органов общественного контроля за местами принудительного содержания, как в РФ». Отсюда и возникла идея о разработке специального сайта (и его мобильного приложения), который поможет обнародовать все существующие проблемы и нарушения из тюрем. Планируется, что это будет канал обратной связи между заключенными, их родственниками, правозащитниками и администрацией этих учреждений. «Все причастные к пенитенциарной системе могут обсуждать уровень соблюдения прав человека в СИЗО или колонии и сравнивать с другими аналогичными местами», – подчеркнул Алексей Мельников.

В презентации проекта говорится, что его основные задачи – развитие общественного контроля и способствование гуманизации правоохранительных и уголовно-исполнительных систем. Отмечается, что для представителей ФСИН этот сайт подразумевает «ведение страниц подведомственных учреждений, обратную связь с правозащитниками и работу над ошибками, а для родственников – возможность напрямую обратиться к администрации СИЗО или колоний и высказать «свое объективное представление об их работе».

Эксперты заметили, что на сайте уже появились первые отзывы и оценки – и пока рейтинги московских СИЗО там не ниже тройки. В комментариях члены ОНК пишут, к примеру, что в каких-то изоляторах хромает медицина, а «сотрудники ввиду разных причин (загруженности в основном) не всегда внимательны ко всем заключенным». «В целом учреждение неплохое, администрация старается пресекать и разрешать конфликтные ситуации, а жалоб на побои и давление на заключенных «не поступало давно», – говорится в комментарии к одному из изоляторов.

По мнению члена Московской Хельсинкской группы (МХГ) Ильи Шаблинского, это «или самообман, или высокая степень лицемерия». Происходящее в тюрьмах и колониях, напомнил он, это полная беззащитность и бесправие человека, оказавшегося за решеткой, и абсолютный произвол со стороны работников ФСИН: «Они могут делать с осужденными все… Что, в ОНК этого не знают?» И все члены наблюдательных комиссий, которые хоть когда-то что-то критическое высказывали в адрес порядков в колониях, все уже вне ОНК. «Даже те, кто стремился поддерживать с руководством ФСИН нормальные рабочие отношения, никаких резких или не дай бог политических заявлений не делал, но просто честно констатировал факты пыток и издевательств, когда эти факты были налицо, тоже в ОНК не попал. Не прошли, как я понимаю, фильтр Общественной палаты. Как и многие другие правозащитники, которые не боялись говорить правду», – отмечает Шаблинский. По его словам, о каком вообще онлайн-рейтинге колоний и тюрем можно говорить, если даже письма осужденных незаконно вскрываются и цензурируются, чтобы правда не всплыла на поверхность. И по итогам такого «анализа» писем осужденные могут быть очень серьезно наказаны. Если же рейтинги будут складываться из оценок, которые будут давать нынешние «карманные» члены ОНК, кому тогда они вообще нужны?

Как отметил вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников, чтобы рейтинг был правдивым, нужны независимые наблюдатели, а на сегодняшний день их «лишь единицы на всю страну». В большинстве своем действующие члены ОНК всецело поддерживают руководителей региональных УФСИН, они готовы закрывать глаза на происходящее и проходить мимо пыток, что недопустимо в контексте реального контроля, посетовал эксперт. «У общества будет складываться впечатление, что якобы в СИЗО и колониях становится лучше. Чиновники, в свою очередь, будут бравировать перед проверочными структурами отчетами де-факто зависимых наблюдателей», – полагает эксперт.

На самом же деле идея такого проекта возникла давно, но ее реализация явно была не на руку чиновникам, опасавшимся столкнуться со шквалом критики и негатива в свой адрес. Теперь расстановка сил поменялась. Иван Мельников допускает, что негласными инициаторами рейтинга могли стать и люди из ФСИН, «чтобы показать, мол, да, были проблемы с пытками, но давайте теперь расскажем, как в наших тюрьмах стало хорошо».

В беседе с «НГ» сопредседатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Валерий Борщев отметил, что нынешние ОНК формируются таким образом, чтобы в них приходили «силовики, покрывающие пытки». «Это мертворожденный проект, он не наполнен никаким правозащитным содержанием», – считает Борщев. Эксперт уверен, что это будет демонстрационный механизм, чтобы изобразить демократичность и открытость пенитенциарной системы, а главное – активную работу с гражданским сообществом. Хотя, заметил Борщев, что он не знает «ни одного правозащитника, который бы участвовал в разработке или хотя бы в обсуждении данного проекта». В то же время большинство зэков, по словам эксперта «НГ», боятся делать критические замечания в адрес представителей уголовно-исправительной системы, и среди них лишь «с большим трудом находятся те, кто готов рассказать о реальной обстановке за решеткой». Если сидельцев и их семьи задействуют в проекте, то говорить они будут лишь то, что требуется чиновникам. А значит, ситуация с соблюдением прав человека на местах, вероятно, даже ухудшится. Сам же рейтинг, допускает он, будет уже заранее определен, но «проект этот будет обеспечивать позицию ФСИН, а не мнения реальных правозащитников», к примеру, он допускает, что если в каком-то регионе потребуется кадровая чистка, то и в рейтинге местные СИЗО и колонии сразу окажутся «двоечниками». «Традиции советской пенитенциарной системы по-прежнему довлеют над нашими сидельцами. Но вместо реальных дел создаются рейтинги, очевидно, что для красивой видимости», – подытожил правозащитник. 


Читайте также


В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
2909
Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Екатерина Трифонова

ФСИН склоняется к организации видеосвиданий с обвиняемыми именно из СИЗО

0
3065
Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Данила Моисеев

Маори воспротивились попыткам сделать их равными другим жителям

0
2319
Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Владимир Скосырев

Проигравшие получили от 4 до 10 лет тюрьмы

0
2154

Другие новости