В Мариуполе развитию массового спорта последствия боевых действий как будто не мешают. Фото Reuters
Мониторинг информационных ресурсов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей показывает, что там доминируют новости о налаживании мирной жизни, которая просто разгорается, как Вечный огонь, который снова включен в мемориальном парке в Бердянске. Херсонская администрация переместилась с опасного правобережья в Скадовск, но продолжает работу по интеграции с Россией. В Донецке обсуждают отопительный сезон, который боевые действия не отменяют, с министром энергетики Николаем Шульгиновым. В Луганске же создан штаб территориальной обороны в соответствии с указом президента о военном положении (ВП), но, похоже, его главные задачи – социально-экономические. В чем заключается это ВП и есть ли оно, из официальных сообщений властей четырех субъектов РФ понять невозможно.
С одной стороны, понятно, что официальные медиаресурсы властей новых российских регионов – это больше средства пропаганды, чем информации. Но, с другой стороны, отсутствие в них примет ВП формально объяснимо. Напомним, что в соответствующем указе президента Владимира Путина от 19 октября был специальный пункт о подготовке перечня всех мер ВП в течение трех суток. Судя по всему, их предполагалось утвердить отдельным указом (см. «НГ» от 24.10.22), которого пока так и не обнаружено.
На государственном портале публикации всех нормативных актов в открытом доступе такого указа нет, хотя пропуски в номерах документов имеются, и иногда достаточно большие. Так что, возможно, данный перечень просто ограничен для общего доступа, хотя, конечно, это серьезно противоречило бы конституционному правилу об обязательной публикации тех решений власти, которые каким-либо образом ограничивают любые права и свободы граждан. Иными словами, больше шансов на то, что новый указ президента о конкретизации ВП временно как бы потерял актуальность. И причина тому, очевидно, прежде всего пропагандистского свойства.
Поэтому неудивительно, что заглавной новостью, скажем, Telegram-канала «Бердянск. Официально» является возобновление работы Вечного огня. И вообще, какое там ВП, если, как сообщает официальный ресурс Запорожской администрации, Мелитополь, то есть временная столица региона, уже подключается к газовому потоку из России, другие города к этому готовятся. Глава ДНР Денис Пушилин в своих соцсетях показывает совещание руководства республики с министром энергетики РФ, комментируя мероприятие словами хозяйственника, а не военного лидера. Напомним, впрочем, что в Донбассе ВП вообще-то действует, но местного формата, да и введенное давным-давно.
Поэтому лишь глава ЛНР Леонид Пасечник выделяется на общем мирном фоне сообщением, правда недельной давности, о том, что, согласно указу Путина о ВП, в Луганске действует штаб территориальной обороны. Однако перечисление его задач сводится к решению больше социально-экономических, чем военных проблем: «Обеспечить защиту и своевременную реакцию на угрозу жизням и здоровью гражданского населения: женщин, детей, стариков, а также значимым объектам инфраструктуры, энергетики и транспорта». Напомним, что по линии соприкосновения ЛНР с Украиной стоит одна из самых мощных группировок Вооруженных сил РФ и прочих формирований. Тем не менее Пасечник хотя бы намекает на идущую спецоперацию, а вот власти Херсонской области ее информационное отражение практически минимизировали. О каких-то военных опасностях напоминают лишь новости о том, что региональные ведомства заработали на безопасном левом берегу Днепра, полностью переправившись с опасного правобережья и продолжив интеграцию с Россией. Более того, к примеру, Херсоноблэнерго до того погрузилось в мирную жизнь, что решило взять на свой баланс бесхозные солнечные электростанции.