Стоимость трудовых патентов растет, так что приезжие экономят на соблюдении законов. Фото РИА Новости
Мигранты стали получать меньше патентов, хотя их число в РФ выросло. Официально за девять месяцев 2022-го оформлено почти 1,6 млн патентов, в 2021-м – чуть более 1,6 млн. Минус в 12 тыс. вроде бы мизерный, но не на фоне данных МВД по приезжим. В тот же период на учет, по сравнению с 8,8 млн 2021-го, поставили 12,3 млн человек. И 9 млн сказали, что едут работать. Ситуацию с патентами можно оценить и так, что, мол, началась борьба с фиктивными документами. Но тогда есть вопросы к властям: где прочие миллионы гастарбайтеров в основном из Узбекистана и Таджикистана и чем эти нелегалы здесь занимаются? Эксперты отметили, что чиновники давно не могут ничего толкового ответить, хотя тенденция по полному превращению России в «серую зону» налицо.
По данным МВД, «за три квартала 2022 года оформлено 1 594 653 патента, за тот же период годом ранее – 1 606 348». Эксперты сказали «Независимой газете», что пусть и не столь значительное, но все же уменьшение данного показателя, вполне может быть связано с негласной установкой для силовиков «о нулевой толерантности в отношении мигрантов, совершивших преступления».
Напомним, что еще в начале года на проблему массовых нарушений миграционного законодательства громко обратил внимание губернатор Калужской области Владислав Шапша – после того как он пытался пообщаться с иностранным гражданином, который с трудом понимал по-русски, но имел сертификат о знании языка. Шапша тогда поручил «оценить реальную потребность региона в мигрантах». Его примеру последовали некоторые регионы, в которых, судя по всему, была поставлена на поток выдача подобных справок, без которой легально не получить патента. И вот только на этой неделе, скажем, в Самарской области возбудили уголовное дело по оформлению фиктивных сертификатов. Также и правоохранительные органы Воронежа сообщили о разоблачении группы лиц, которая на протяжении двух лет помогала гастарбайтерам сдавать экзамены и получать трудовые патенты, зарабатывая с каждого мигранта от 5 до 8 тыс. руб.
Ужесточение такой политики уже поддержали и в Совете безопасности РФ. По итогам заседания 19 октября секретарь Совбеза Николай Патрушев сообщил, что в этом году «на треть выросло число иностранцев, прибывших в Россию преимущественно с целью трудоустройства», и анонсировал «масштабные мероприятия по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов». А еще он однозначно пообещал дальнейшее ужесточение ответственности за нарушение правил пребывания в стране. То есть властям статистика МВД по патентам вроде как на руку, ее можно использовать для отчета перед населением о хорошо проделанной работе. Однако скорее всего более корректной будет версия об активизации не столько силовиков, сколько самих мигрантов. Гастарбайтеры, недовольные тем, что против них уже ужесточили все, что можно, видимо, предпочитают сразу уходить в «серую зону». К тому же им, конечно, уже известно об очередной волне подорожания патентов с начала будущего года. К примеру, в той же Самарской области это будет ежемесячно 5,7 тыс. руб. вместо нынешних 4,4 тыс.
Как напомнил «НГ» директор АНО «Академический Альянс» доцент РАНХиГС Михаил Бурда, желание отдельных акторов миграционных процессов – лоббистов из правозащитных НКО, диаспор и строительного сектора завести старую пластинку с песней «надо больше мигрантов, к нам никто не едет» не является чем-то удивительным. «Подобные сказки можно услышать на любом общественном мероприятии, куда таких субъектов приглашают. Но если обратиться к статистике, которую публикует МВД России, то увидим сокращение оформленных патентов всего на 12 тыс., что составляет 0,75%», – отметил эксперт. И это просто капля в море по сравнению с выданными более чем полутора миллионами, то есть «относительно масштабов внешней трудовой миграции в нашу страну из государств постсоветского пространства снижение находится в зоне погрешности вычислений». Однако статистика МВД, по словам Бурды, вообще-то достаточно занимательна. И если присмотреться к цифрам, то картина вырисовывается весьма печальная.
Почему-то, сказал он, замалчивается факт того, что за 9 месяцев 2021-го на миграционный учет было поставлено лишь 8,8 млн иностранцев, а за тот же срок в 2022 году – уже 12,3 млн. И из них 9 млн указали целью въезда работу, а это почти на 30% больше, чем в прошлом году. «Мы видим, что из этих 9 млн патент оформляет лишь каждый шестой. А где остальные? Что они делают в России? Ответов на этот вопрос в ГУВМ МВД тоже, видимо, нет», – констатировал Бурда. Но если патентов оформили чуть меньше, а въехало гораздо больше, то, значит, это тенденция к росту нелегальной трудовой деятельности. И тогда, продолжил эксперт, необходимо реально ужесточать механизмы иммиграционного контроля, учета иностранцев, а также немедленного и неминуемого выдворения и депортации нарушителей с запретом последующего въезда на срок не менее чем в 10 лет. «А если посмотрим еще глубже, то увидим, что рекордсменами по количественным показателям внешней миграции в Россию являются Узбекистан (4,8 млн) и Таджикистан (3,2 млн). По сравнению с 2021-м в случае с Узбекистаном наблюдается прирост в 1,5 млн, с Таджикистаном – на более чем 1 млн», – пояснил Бурда. Короче говоря, из 12 млн иностранцев в РФ три четверти (8 млн) – выходцы из этих двух центральноазиатских государств. И, конечно, заявил «НГ» эксперт, такого количества внешних мигрантов стране не требуется, оно является абсолютно избыточным.
«Можно повышать стоимость патента, но, на мой взгляд, на выходе получим еще один страдальческий материал на тему «мигрантов стало мало», – заметил он. Проблему, по его мнению, гораздо более глубокую, решать надо не экономическими, а политическими и управленческими методами. Например, «представляется актуальной дифференциация национального миграционного законодательства в целях формирования преференций для востребованных категорий (профессий), которыми обладают мигранты, и существенного ужесточения барьеров для массовой неквалифицированной, не говорящей на русском языке, то есть нежелательной миграции». Также необходимо усилить ответственность за нарушение иностранцами миграционного законодательства, расширить механизмы депортации и выдворения, ужесточить наказание для организаторов нелегальной миграции, посредников и пособников из числа сотрудников полиции и чиновников, как федерального, так регионального и муниципального уровней. И все-таки повышать меру ответственности работодателя за незаконное привлечение иностранных граждан.
По словам президента центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгия Федорова, эффективность института патентов пусть оценивают специалисты миграционных служб, но он охватывает только официальный рынок труда. «За его пределами, в «серой зоне» остается в несколько раз больше нелегалов, которые работают здесь на конкретных дельцов и фактически не вносят никакого вклада в экономику страны», – указал он. Для решения этой острой проблемы, уверен Федоров, никаких правил оформления достаточно не будет вне зависимости от их строгости и эффективности, потому что «нужен совершенно иной подход к развитию экономики и соответственно иной подход к миграционной политике». Гражданский активист Алексей Егоркин предположил, что параллельно идут несколько процессов: вероятно, усиливается контроль за выдачей патентов и происходит перераспределение этнического состава мигрантов. Скажем, может просто увеличиваться доля тех, кому нет необходимости его получать: «По наблюдениям «с полей», основная доля мигрантов в сфере обслуживания и ЖКХ представлена выходцами из Киргизии, которым патент не нужен как выходцам из государства – члена ЕАЭС». Эксперт полагает, что патенты на работу должны действовать и впредь, но необходимо навести здесь полный порядок: пресекать коррупционные и «серые» схемы, ужесточать условия получения патентов, а также вести постоянный контроль их наличия у гастарбайтеров с верификацией документов в единой базе данных. Отсутствие же патента должно строго пресекаться вплоть до депортации.
Все это, по словам Егоркина, должно быть направлено на создание благоприятных условий для законопослушных, образованных, «ментально русских и профессионально подготовленных» кадров, а «присутствие в России не отвечающим вышеприведенным условиям полукриминальным маргиналам без образования и умений следует ограничивать». Но пока, констатировал он, миграционная политика в РФ «крайне ошибочна и порочна», скажем, в связи с полным отсутствием визового режима со странами Средней Азии. «Проблемы мигрантов не должны ложиться непосильной нагрузкой на государство. Четкие, ясные правила и законы – с нашей стороны, неукоснительное следование им – со стороны мигрантов. Это будет залог успешного и взаимовыгодного сосуществования. Кстати, успешный, образованный, в целом подкованный мигрант легко и тест сдаст, и пошлину заплатит, и будет отстаивать свои права перед нерадивым работодателем. Вот таких и только таких гастарбайтеров и надо бы принимать», – подытожил Егоркин.