Свой центральный офис «Яблоко» окружает актуальной политической агитацией. Фото с сайта www.mosyabloko.ru
Партия Григория Явлинского объявила о сборе гуманитарной помощи для беженцев из Украины. По информации «Независимой газеты», акция начнется 27 октября и продлится две недели, под нее отведен центральный офис в Москве. В регионах яблочники тоже занимаются поддержкой эмигрантов из зоны спецоперации – в большинстве как раз жителей новых субъектов РФ. Но, подчеркивая, что это именно украинцы, «Яблоко», похоже, еще раз демонстрирует свою пацифистскую позицию, для которой теперь найдена новая ниша.
С четверга столичная резиденция партии Явлинского будет заполняться гуманитарными грузами. «Наша задача – собрать и передать нуждающимся теплую одежду и другие вещи до начала зимы. При необходимости сбор будет продлен», – отмечается на сайте «Яблока».
Для беженцев из Украины проводится также сбор постельных и гигиенических принадлежностей, посуды, канцелярских принадлежностей и продуктов. При этом указывается, что одежда и обувь должны быть в хорошем состоянии и любых размеров, а еще нужны детские коляски и даже инвалидные трости. «Каждая принесенная вещь попадет в руки действительно нуждающимся людям», – обещают яблочники.
В сообщении приводится такая статистика по нуждающимся: ежедневно приходит более 30 семей, то есть в среднем около 100 человек. За последние полгода афиллированные с «Яблоком» общественники уже помогли в целом 1900 семьям беженцев и мигрантов, из которых более 1200 семей – это именно убежавшие от спецоперации жители Украины (3,5 тыс. человек). Член федерального бюро Галина Михалева напомнила «НГ», что «гуманитарная деятельность – одно из направлений работы партии: то библиотекам в регионах собираем книги, то помогаем бездомным, а теперь вот беженцам». Так что чего-то чрезвычайного и необычного, по ее словам, в этой акции нет. Михалева не исключила, что подобные сборы будут проводиться регулярно.
Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила «НГ»: «Такая помощь оказывается беженцам в разных регионах. Например, большой гуманитарный проект был в Псковской области, партия помогает российским беженцам на границах с Европой. Причина здесь не политическая, просто эти люди оказались в тяжелой ситуации, а мы, как правозащитная партия, помогаем им в той ситуации, которую и врагу не пожелаешь». Депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский сказал «НГ», что и в Северной столице ведется такая деятельность. К нему самому и коллеге по фракции Александру Шишлову украинские беженцы чаще обращаются напрямую как к депутатам, реже – через партию. К примеру, для обустройства с жильем, школами и детсадами, также по выплате пособий. Вишневский сообщил, что только личных обращений он получил уже около 40. Сам же он активно занимается рассылкой запросов в госструктуры по различным горячим темам. Скажем, недавно яблочник пытался выяснить у Минобороны РФ число погибших мирных жителей, включая детей, по обе стороны фронта. «Я послал этот запрос в том числе чтобы защитить российских активистов от уголовных преследований. В любой ситуации мы имеем в виду и гуманитарный, и политический аспект. Мы – партия мира, были и остаемся», – заявил «НГ» Вишневский.
Вот и с помощью именно украинским беженцам «Яблоко», судя по всему, действует демонстративно. Например, партия не называет их хотя бы гражданами ДНР или ЛНР либо просто херсонцами и запорожцами. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что, поскольку «Яблоко», по-видимому, теряет популярность, «партия хочет подстраховаться, в том числе и на будущее»: «Это стратегическая демонстрация политической пацифистской позиции. Как у классиков, всегда можно будет сказать, что мы помогали детям». Эксперт отметил, что гуманитарная деятельность хороша для НКО, но для партии сводить все к ней – это больше показатель слабости, попытка уйти от сложных тем и решений. «Они не знают, что делать, думают о выживании и пытаются привлечь внимание аудитории. Конечно, о ликвидации «Яблока», по моей информации, в органах власти речи не идет, но партия может просто погибнуть сама, утратив интерес со стороны избирателей, вот она и пытается вписаться в тему спецоперации хотя бы как-то. Помощь беженцам – это социально одобряемая позиция с обеих сторон, как сторонников, так и противников спецоперации», – подчеркнул Мухин.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что, хотя со всех точек зрения такая деятельность «Яблока» выглядит благородной, «политические и электоральные дивиденды она вряд ли принесет, это больше моральная акция, призванная еще раз подчеркнуть пацифистскую позицию партии». Эксперт напомнил, что у «Яблока» есть проблема коммуникации с аудиторией, а даже политизированная публика ищет и читает громкие истории, скандалы, сенсации. «Яблоко» этого предложить не может, партийные же ресурсы проглядывают немногие. При этом партия сейчас оказалась между двух огней: «С одной стороны, многие пацифисты просто уехали из страны, у тех, кто не уехал, чаще всего политическая апатия, они не ходят на выборы. С другой стороны, что касается большинства, то у него к беженцам неоднозначное отношение, люди всегда могут спросить партию, отчего же она не помогает своим – нашим солдатам или нашим пенсионерам». Нынешние же украинские эмигранты в качестве будущих избирателей – это очень отдаленная перспектива, сейчас их больше волнует жилье, медицина, работа, образование для детей, вопросы гражданства. «То есть «Яблоко» просто занимается хорошим делом и демонстративно конвертирует позицию в репутацию. Вряд ли это работа на будущее, скорее тут очередной показ своей политической идентичности», – подчеркнул Макаркин.