Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов сформулировал пять постулатов красной тактики. Фото с сайта www.leftfront.org
В КПРФ идет подготовка к 7 ноября, то есть к 105-й годовщине революции 1917 года. Между тем, по информации «НГ», левые силы в целом пытаются определиться с тактикой действий в нынешних условиях. Поддержка спецоперации, но критическая оценка ее провалов – это ключевые пункты, соответствующие стратегии коммунистов, суть которой не борьба за власть, а ожидание лучших времен. Так что пока наступательной стратегии нет, остается устраивать детские конкурсы «юных снегирят». Эксперт отметил, что такая тактика, по сути дела, выживания вряд ли вызовет у Кремля недовольство и желание добить.
Коммунисты в этом году планируют с настоящим размахом отметить свою главную красную дату. Уже объявлено, что 7 ноября, например, в Москве будут шествие и митинг в центре, а затем массовый выход к Мавзолею Ленина на Красной площади.
Пока нет уточнений, получено ли на все эти акции согласование от властей, но раз системная партия публично их анонсирует, то надо предполагать, что с точки зрения закона все благополучно. Однако борьбу с этой властью согласованные демонстрации не отменяют, а потому на днях левопатриотические силы столицы провели дискуссию об эффективной тактике своих действий в современных сложных условиях. Мероприятие было организовано по инициативе «Левого фронта» (ЛФ), так что лидер ЛФ Сергей Удальцов и опубликовал те выводы, к которым пришли разнообразные союзники КПРФ.
Первый – это гуманитарная, правовая и информационная помощь участникам спецоперации и их семьям, в том числе через депутатов-коммунистов, а также беженцам из Украины и Донбасса. Второй – активная агитационно-пропагандистская работа по разъяснению необходимости социалистических преобразований и масштабной мобилизации экономики для достижения победы в противостоянии с коллективным Западом. В этой графе, правда, есть отдельный подпункт: одновременно необходима «жесткая критика действующей власти за «двойные стандарты» при проведении спецоперации, продолжение либерального экономического курса, фальсификацию выборов и репрессии в отношении оппозиции».
Третий вывод – акции протеста с вышеуказанными требованиями в любых возможных легальных формах. «Уходить из уличной политики нельзя!» – предостерегает Удальцов. В четвертом пункте говорится о регулярном проведении общественных дискуссий по актуальной повестке для постоянного уточнения требований и предложений левых сил, а также для привлечения новых сторонников. Пункт пятый – это развитие горизонтальных связей между всеми сторонниками социализма, содействие формированию местных общественных советов, дальнейшее укрепление коалиции левопатриотических сил, пресечение раскольнических тенденций.
Но если тактика левых изложена ими вполне понятными словами, то вот стратегии той борьбы, которую данные меры обеспечивают, что-то не видно. А точнее, эта стратегия, как представляется, не сформулирована в таком виде, чтобы тот показывал пути и методы ее реализации, а не представлял собой одни лишь правильные фразы. Например, чтобы можно было разъяснить свою стратегию подрастающим поколениям, работу с которыми КПРФ, как и прочие партии, ведет, очевидно, в контексте воспитания будущих сторонников и избирателей. Но тут тоже все не так просто. Например, на партийном сайте появилось такое сообщение из Волгоградской области: в центре общественных организаций Сталинградского обкома прошел первый «детский слет юных снегирят – 2022». Собрались участники и победители всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Земля талантов», который в этом году был посвящен 100-летию ленинской пионерии. Свое народное название этот конкурс получил в честь подмосковного пансионата «Снегири», где уже девятый год проходят его финалы. Напомним, что в «Снегирях» живет лидер КПРФ Геннадий Зюганов, а вообще-то это санаторно-оздоровительный комплекс, принадлежащий Управлению делами президента РФ. Но коммунисты именно там проводят множество своих мероприятий – партийных и общественных, научных и спортивных, видимо, чтобы вождь не тратил времени и сил на переезды.
О том, насколько адекватно видение Удальцовым тактики левых, «НГ» поинтересовалась у руководства КПРФ. Член президиума ЦК Георгий Камнев пояснил: «В целом изложенная позиция совпадает с нашей повесткой и тактикой. Противоречий никаких нет». Он подчеркнул, что стратегия прихода к власти складывается как раз из тех тактических действий, которые оглашены в том числе и Удальцовым. Ведь коммунисты планируют возглавить страну только легальным образом, а именно через выборы. «Не все происходит сразу. И Ленин в свое время не сразу к власти пришел. Мы надеемся, что в обозримом будущем люди увидят несправедливость, которая царит в обществе, ситуация обострилась в том числе из-за спецоперации. Тогда люди будут массово поддерживать КПРФ – и на парламентских, и на президентских выборах, и в региональные парламенты», – сказал Камнев. И он также не опроверг того подхода, что КПРФ будет поднимать градус противостояния с режимом посредством его критики, даже если это будет иметь свои издержки: «Как главная оппозиционная сила мы обязаны давать адекватную оценку власти. Оттого многие наши активисты и сторонники преследуются, кто-то даже в тюрьмах. Так что мы понимаем, что если ничего не делать, то преследовать, конечно, не будут, но тогда ничего и не изменится». Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков сказал «НГ», что позиция, изложенная Удальцовым, действительно совпадает с партийной, но он бы ее расширил. Например, кроме агитации важно сочетание парламентских методов борьбы и непарламентских – и это ключевая стратегия для реализации программы партии, которая представляет собой и альтернативный нынешнему образ будущего, и платформу для объединения людей. Как подчеркнул Новиков, левые вынуждены критиковать власть, поскольку даже сейчас она не смогла, к примеру, представить новую модель бюджета.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что в принципе практически все пункты тактики левых приемлемы для власти. «Даже самый болезненный для власти, уличный, ведь митинговая борьба будет реализовываться на деле крайне осторожно, известно, что коммунисты выходят только на согласованные акции. Скажем, демонстрацию 7 ноября теоретически могут запретить, ведь до сих пор действуют ковидные ограничения – и тогда коммунисты точно не выйдут на площади. Но если разрешить, то КПРФ скорее проведет историко-культурное мероприятие, нежели острополитическое», – пояснил эксперт. А первый пункт – об оказании власти помощи в спецоперации и борьбой-то назвать нельзя. Хотя как раз из-за этого КПРФ потеряла множество попутчиков, из-за которых к ней и были претензии, – либералов-несистемщиков из общепротестного электората. При этом еще один вроде бы острый пункт – критика власти, по мнению Макаркина, Кремль не пугает до тех пор, пока представители КПРФ высказываются, но не выводят людей на протесты. Эксперт объяснил, почему у коммунистов есть тактика, но нет стратегии: «Да, Ленин тоже критиковал общество за апатию, но он делал другие выводы: не ждать, а усиливать непримиримую агитацию. Например, Госдуму использовали только как трибуну. А власть они не пугали революцией и не пытались вразумить, а вели к этому страну. У КПРФ другой подход: они и работу парламентскую активно ведут, и власть пытаются «направить на путь истинный». Левые понимают пределы своих возможностей, планировать взятие власти для них неактуально, потому они не разрабатывают и такую стратегию. А тактика у них имеет другой характер – это выживание в нынешних условиях».