Эвакуировать херсонцев в принудительном порядке власти теоретически не имеют права. Фото Reuters
Владимир Путин 25 октября проведет заседание Координационного совета (КС) по обеспечению потребностей войск. Эта структура, созданная по решению президента от 19 октября, накануне собралась под началом премьера Михаила Мишустина на установочное совещание. Такое оперативное развертывание ее деятельности ставит вопрос о самом военном положении (ВП), которое с 20-го числа действует в четырех новых субъектах РФ. Предполагалось, что в течение трех дней правительство после консультаций с силовиками представит главе государства перечень конкретных мер для еще одного указа, которого до сих пор нет. Возможно, документ появится по итогам КС или прямо перед ним, но пока получается, что хотя ВП формально уже объявлено, по своей сути оно как бы еще и не введено.
Путину 25 октября доложат о первых итогах работы КС, во-первых, сам его глава, а во-вторых, мэр Москвы Сергей Собянин, который представляет в этом органе военного управления страной Госсовет РФ. Ему президент 19 октября отдельно поручил заниматься координацией федеральных решений с действиями региональных властей. О такой повестке первого по-настоящему рабочего заседания КС официально сообщили в Кремле.
Между тем 24-го числа Мишустин провел своего рода организационное совещание всех членов КС. Как и распорядился Путин, допускается только личное участие упомянутых в его указе высших должностных лиц. Напомним, что КС примерно половина на половину составлен из глав силовых ведомств и гражданских чиновников. Премьер тем не менее своих двоих заместителей назначал именно из числа последних. Вице-премьер Денис Мантуров возьмет на себя ответственность за «поставку всех видов вооружений, военной техники, средств связи по целевым заданиям Минобороны, вещевое имущество военнослужащих». Вице-премьер Дмитрий Григоренко «будет курировать вопросы нормативно-правовой, финансовой основ».
Об этом заявил Мишустин и сразу же показал своим замам направления, по которым им надо идти.
«Отдельно прошу организовать систему контроля за распределением вещевого довольствия и формирования резервов, в том числе личного состава. Это должно быть сделано на современном уровне, чтобы мы в режиме реального времени видели картину обеспеченности наших войсковых подразделений», – прозвучало в адрес Мантурова. Григоренко же поручена не менее сложная задача: «Выстроить эффективное взаимодействие системы здравоохранения, промышленности, строительной, транспортной и других сфер и повысить координацию федеральных округов исполнительной власти, регионов и специальных служб. Нужно организовать «зеленый коридор» для согласования. Решения должны приниматься максимально быстро и четко».
Скорее всего Путин останется доволен таким оперативным развертыванием КС и четкими формулировками Мишустина. Собянину тоже будет что представить на суд президента – в регионах аналоги федерального КС создаются один за другим. Осталось только рассчитывать на то, что после этого бюрократического аврала дальнейшая работа сохранит свою ритмичность. Ведь в отличие от контрактников, а тем более добровольцев, которые сами понимают, что им необходимо на фронте, мобилизованных в полной мере обязано обеспечить государство. Хотя бы ради того, чтобы власть, как представляется, не опасалась потенциальной общественной дестабилизации как следствия возможного высокого уровня потерь в результате некачественной экипировки и необученности призывников.
Однако на фоне весьма бурной деятельности современного аналога сталинского Совета труда и обороны остаются вопросы к правовым основаниям самого ВП, введенного пока лишь в четырех новых субъектах РФ – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. В главном решении президента от 19 октября – указе о ВП есть пункт, в котором значится следующее распоряжение: «Правительству РФ в соответствии с предложениями Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии и Главного управления специальных программ президента РФ в трехдневный срок представить предложения о мерах, применяемых на территориях, на которых введено ВП». В конституционном законе о ВП этих мер сформулировано 19. Это ст. 7 закона, по поводу которой специально упомянуто, что данные меры могут применять именно на территории ВП, а введены они могут решениями только президента.
Совет Федерации утвердил указ президента о военном положении, не требуя подробностей. Фото с сайта www.council.gov.ru |
Возможно, как раз по тем, что особая четкость власти пока и не нужна. Например, как уже не раз за последнюю неделю отмечала «НГ», ВП на ограниченном участке страны сопровождается попытками создать правовые основы для его ползучего распространения на остальные регионы. Это второй указ Путина от 19 октября, в котором введены некие режимы «максимального уровня реагирования», что сопровождает само ВП, «среднего уровня реагирования», «повышенной готовности» и «базового уровня реагирования». На средний уровень переведены граничащие с Украиной субъекты РФ – и их властям позволено ввести целых шесть мер ВП без президентского решения.
Это, напомним, всеобщее усиление на любых охраняемых объектах, особый порядок их деятельности, временное отселение жителей. Правда, из данной меры удалена «эвакуация хозяйственного, социального и культурного назначения». Еще при своего рода полувоенном положении можно вводить особые режимы въезда и выезда в регион, ограничивать в нем свободу передвижения – как граждан, так и транспорта, который следует досматривать, а также ввести контроль за всей инфраструктурой, включая коммуникационную, для ее использования для нужд обороны. Однако в путинском указе из полномочий властей вычеркнуты СМИ и запрет на пользование радиопередающей аппаратурой. По мере угасания градуса режимов сокращаются и полномочия регионов, но все равно непонятно, почему без ВП часть мер по его реализации прописана, а там, где ВП есть, нет никакой конкретики.
«НГ» предложила высказать мнение о затягивании времени с новым указом и его возможном наполнении представителям разных партий и экспертам, но некоторые сочли для себя невозможным на такое пойти. Тем не менее депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова предположила, что «тянут по нескольким причинам», например, у новых регионов еще нет нормальных органов власти, да и ситуация на поле боя тяжелая. «С управляемостью у нас всегда было плохо и даже не в приграничных регионах в мирное положение, а теперь еще наплодили управленческих сущностей в виде КС и прочего», – пояснила она. Среди будущих мер ВП она видит и запрет любых политических и общественных структур, которые не вписываются в рамки лояльности, и трудовую мобилизацию – круглосуточную работу предприятий и урезанные зарплаты. Не исключены изъятия собственности для военных нужд, за что по закону положены компенсации, но люди на деле вполне могут услышать, что, мол, компенсируют когда-нибудь потом. А это чревато злоупотреблениями, опасается Слабунова. А вот что исключено, так это интернирование граждан враждующего государства, потому что многие жители новых регионов еще не успели получить российские паспорта, а задача местных властей работать на повышение привязанности людей к России, а не наоборот.
Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов призвал не искать в ситуации подводных камней: «Все просто, подобной ситуации не было, данные законы никогда вживую не использовались, действия не отработаны. Нужны дополнительные усилия, чтобы выработать и согласовать меры между ведомствами». Он сказал «НГ», что кроме тех мер, которые уже прописаны большей части регионов, хотя они ими еще и не введены, на территории ВП возможно и усиление личного досмотра граждан, автомобилей и жилья, и запрет на митинги – «на будущее», и, естественно, комендантские часы, ограничение на въезд и пребывание граждан в определенных местах. В то же время Емельянов считает, что перегибать палку власти все же не будут, «весь комплекс мер вряд ли введут, ограничатся самыми необходимыми». Скажем, партии не запретят, а изъятие собственности и трудовая повинность явно вызовут раздражение у местного населения, чего РФ хотела бы избежать. Запрет на пребывание граждан враждующего государства может быть введен, но с дополнительными разъяснениями, но военная цензура вряд ли появится.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Если коротко, то меры не оглашены потому, что бардак. А если конкретно, то, судя по всему, виной тому неразбериха в администрациях новых регионов, недостаток там кадров для проработки подобных вещей. Поэтому данные меры будут реализовываться с помощью других персонажей и групп, военными и спецслужбами, но не по инициативе руководства регионов». Эксперт не стал гадать относительно таких мер, мол, будут решать специалисты, которым «некогда это обсуждать в прессе».