В России известна только одна частная военная компания. Фото РИА Новости
Группа депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным представила поправки, впервые прописывающие в законах РФ статус добровольцев, их права, порядок выплат денежного содержания и другие вопросы именно их военной службы. Нижняя палата утвердит итоговый законопроект уже 18 октября. Авральное прохождение, судя по всему, связано с тем, что власть видит в таких добровольцах единственную альтернативу неминуемой в перспективе всеобщей мобилизации. По сути дела, происходит легализация ЧВК, разрешение на создание которых будет давать лично глава государства. Но кураторство этой деятельности все-таки закрепляется за Минобороны.
Предложения, в срочном порядке появившиеся в Госдуме, ничем иным, кроме как легализацией ЧВК, и быть не могут. Пресловутые добровольцы станут действовать полностью на условиях, предлагаемых официальным армейским контрактникам. По крайней мере, денежное довольствие, страхование жизни, компенсации за ранения и выплаты родственникам погибших прописаны один в один.
Главное же отличие, судя по тексту поправок, в том, что «добровольческие формирования могут создаваться Минобороны по решению президента РФ». Цель – содействие «выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы РФ, в период мобилизации, действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных сил РФ за пределами РФ». В общем, это примерно то, чем и занимается, скажем, всемирно известная «ЧВК Вагнера».
Правда, по многочисленным слухам, у ее руководства с генералитетом были разнообразные, но обычно сложные отношения. Теперь же в законопроекте четко прописано, что после решения президента курировать добровольцев будут военные. Специально отмечено, что в такие формирования могут записываться граждане в личном порядке, но Минобороны сможет направлять в них и действующих военнослужащих. Видимо, речь идет о подразделениях с тяжелым или специальным вооружением. То есть власть все-таки не очень хочет, чтобы в России действовали настоящие частные армии.