Севастопольский губернатор Михаил Развожаев одним из первых присоединил свой регион к президентскому движению. Фото с сайта www.sev.gov.ru
Всероссийское движение детей и молодежи прирастает отделениями в регионах под председательством губернаторов. Активного же участия в проекте «новой пионерии» таких общественных институтов, как системные партии, не наблюдается. Как выяснила «Независимая газета», приглашений к сотрудничеству они пока не получали, хотя так или иначе готовы взаимодействовать. Эксперты отметили, что невостребованность политструктур даже в таком деле общегосударственной важности еще раз подчеркивает имитационный характер всей партийной системы.
Например, в Севастополе учредительная конференция регионального отделения движения детей и молодежи прошла под руководством губернатора Михаила Развожаева. Он возглавляет местную «Единую Россию», а теперь еще станет главным пионером города.
Действия по созданию севастопольской организации были чисто бюрократическими: утвержден состав регионального координационного совета, назначены зампред и ответственный секретарь. Прозвучали такие цифры: в Севастополе деятельностью движения охвачено более 25 тыс. человек. Единой командой, дескать, уже работают и «Российское движение школьников», и «Юнармия», и «Большая перемена», то есть все учредители нынешнего гибрида из пионерии и комсомола советских времен.
В Хабаровском крае губернатор Михаил Дегтярев пока провел только совещание правительства по поддержке молодежных проектов, но речь шла о том самом движении. Его целевая аудитория – это школьники, студенты, работающая и служащая молодежь, молодые семьи и такие же бизнесмены. Наиболее актуальные направления работы – предпринимательство, патриотическое воспитание, волонтерство. Дегтярев указал присутствующим на совещании на закон о движении, который в июле был подписан президентом РФ, после чего тот с 1 сентября эту структуру и возглавил.
Напомним, что президент Владимир Путин на первом заседании наблюдательного совета движения в тот день был категоричен: «Особо отмечу, ключевой принцип движения – это добровольность участия. Здесь, конечно, не место какой бы то ни было обязаловке. Это должно быть абсолютно исключено. Ребенок должен присоединяться к движению, потому что ему там интересно, а не потому, что ему кто-то предложил или рекомендовал, а тем более заставил. Это совершенно неуместно». Вроде бы после такого напутствия чиновники должны были по максимуму привлечь к оргработе любые общественные институты. И прежде всего системные партии, у которых, кстати, имеются свои, причем многочисленные, молодежные подразделения. Но формально даже «Единая Россия» тут оказалась не при делах. Как выяснила «НГ», политструктуры пока никак не обозначают своей причастности к проекту общегосударственной важности. Понятно, что ЕР в конце концов будет задействована по факту хотя бы партийности большинства губернаторов. Думская же оппозиция, услышав вопросы от «НГ», сообщила, что надо бы подумать.
Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков так ответил «НГ»: «Понятно, что движение организовано под крылом органов власти. Мы относимся к этому диалектически. С одной стороны, приветствуем детско-юношеское воспитание, давно критиковали стиль работы в школах из 90-х. Сейчас ситуация начала меняться. С другой стороны, и мы даже обсуждали это на пленуме, есть опасение, что движение создается в интересах одной политической силы. Но Конституция не допускает наличия одной идеологии, должны быть разные точки зрения, плюрализм мнений». Первый секретарь ЦК ЛКСМ Владимир Исаков пояснил, что «безусловно будем участвовать в движении, но пока приглядимся». У КПРФ есть свои молодежные организации, но там идеологическая основа: «Если удастся сохранить самобытность наших движений, то не исключено, что они войдут в общероссийское. Потому что мы давно выступаем за централизованную структуру по воспитанию молодого поколения». Так что пока КПРФ решила привести в порядок юридический статус пионерии, зарегистрировать устав, к концу году все должно быть готово: «Попробуем тогда войти в движение и на федеральном уровне, и в регионах, будем подавать заявки на участие в КС. Ориентировочно в декабре, пока же нам приглашений никаких не делали».
Пресс-секретарь ЛДПР Александр Дюпин сказал «НГ» однозначно: «В принципе у нас есть свое молодежное крыло, которое вовлечено в общественную деятельность. Для детей у нас есть молодежные клубы досуга в регионах, ведь по закону партия не имеет права привлекать детей до 16 лет в политработу». При этом он пояснил, что пока планов по слиянию молодежной организации ЛДПР с общероссийским движением нет. «Но мы, конечно, не против него, даже обеими руками за. И если на региональном уровне кто-то захочет войти в координационный совет, то в порядке личной инициативы он имеет на это право. Вступать туда на федеральном уровне и вливать свою организацию не планируем», – подчеркнул Дюпин. Депутат Госдумы от «Справедливой России – За правду» Яна Лантратова напомнила «НГ», что выступала соавтором закона о создании движения «Большая перемена»: «Безусловно, будем активно участвовать в деятельности, будем включать в нее свои программы».
В общем, стало ясно, что централизованно позвать политпартии к строительству юношеского движения в Кремле то ли забыли, то ли не захотели. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что более вероятно именно последнее. «Партии не являются полноценными общественными институтами, субъектами мнений, обладающими влиянием. Партии как общественные драйверы носят имитационный характер, в большей степени похожи на бизнес-проекты, чем на политические. А власть их использует только как удобные инструменты. Для серьезных вещей Кремль не считает нужным звать такие партии», – указал он. В общем, заметил эксперт, вроде бы в РФ все организовано по западным лекалам: многопартийность, парламент, есть правые и левые, но каждый раз выясняется, что, как всегда, есть свой особый путь. «Партии не являются источником изменений и носителем доверия общества. Они нужны только для выборных процедур, опять же по своей сути имитационных. Даже грустная шутка возникла: если бы выборы реально могли что-то изменить, их бы давно отменили. Это говорит о кризисе партсистемы, сама же политсистема имеет отчетливую моноцентричную конструкцию и авторитарный характер», – пояснил Калачев. В таких условиях и чиновникам на местах проще – не надо согласовывать действий с разными игроками.