Военкоматы во многих регионах оказались не готовы даже к частичной мобилизации. Фото Reuters
Минобороны РФ опровергает сообщения об увольнении якобы недееспособных военных комиссаров. Ряд губернаторов публично укоряли тех за ошибки в ходе частичной мобилизации и вроде бы как отстраняли. Высшие должностные лица субъектов РФ и главы местной власти по федеральному закону являются руководителями призывных комиссий, а значит, теоретически они в своем праве. Но военное ведомство в итоге либо переводило военкомов в другой регион, либо вовсе направляло на повышение, а если и избавлялось от них, то своими решениями. Эксперты увидели тут как минимум несогласованность внутри управленческой вертикали, но не исключили и конфликта военных и гражданских властей. Он связан с желанием найти стрелочников не у себя и, наоборот, хорошо отчитаться перед Кремлем.
Буквально за пару дней появилось несколько сообщений об отставках военкомов регионов. Например, хабаровский губернатор Михаил Дегтярев заявил, что отстранил от работы местного военного комиссара Юрия Лайко. Причины Дегтярев не стал называть, но напомнил, что в крае мобилизовали отца-одиночку, который воспитывает дочь-инвалида. После резонанса его вернули домой – как и, по словам губернатора, примерно половину из тех нескольких тысяч хабаровчан, которых призвали за десять дней. Потому что, мол, они не соответствовали критериям отбора для поступления на военную службу по контракту.
Но практически сразу же стало известно, что уволенного хабаровского полковника вовсе не уволили, а только перевели в Магаданскую область на аналогичную вакантную должность. В пресс-службе Восточного военного округа заметили, что это место было свободно с августа. И надо же такому случиться, что ранее и в этом регионе военкома подполковника Евгения Деркача отправили в отставку в связи с ошибками, допущенными в ходе частичной мобилизации, сообщил было вполне определенно губернатор Сергей Носов, но, как оказалось, окончательно всех запутал. «Я обратился к командующему Восточным округом, и сюда прислали профессионального офицера, который организовал работу дезорганизованного в первые дни военкомата. И просто за счет своих профессиональных и волевых качеств он поставил все на свои места. На всем понятные рельсы, цифры, имена, фамилии. Кандидатура на постоянной основе по приказу командующего округом для Магадана подбирается», – отметил Носов, но не уточнил, имел ли он в виду как раз Лайко. Зато губернатор пояснил, что ряд СМИ, писавших об отставке полковника Сергея Барановского, которого Носов якобы и уволил, неверно интерпретировали его прежнее заявление. Дело в том, что данные на сайте военного комиссариата Магаданской области устарели, так что речь шла об отставке не Барановского, а врио военкома Деркача. Когда же губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков огласил тот факт, что в регионе по ошибке мобилизовали 162 человека, сразу появились слухи об отставке тамошнего военкома. Причем с таким уточнением: мол, военный комиссар Валерий Грицай уволен главой субъекта РФ как раз за эти ошибки. Но позднее все сообщения на этот счет были опровергнуты и в Минобороны, и самим Гладковым. Более того, вроде бы как Грицай и вообще пошел на повышение в Москву.
Между тем в Федеральном законе о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ есть ст. 20 «Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации». Она гласит, что «председателем призывной комиссии, создаваемой в субъекте РФ, является высшее должностное лицо субъекта РФ». Это значит, что военные комиссариаты выступают при нем в роли неких организационных аппаратов и каналов связи с Минобороны. Кстати, призывные комиссии на местах возглавляют руководители муниципалитетов. Но если на низовом уровне трудно представить себе ситуацию, когда гражданский командует военными, то на уровне регионов это вполне возможно. Ведь нынешние губернаторы представляют собой делегированных из Москвы федеральных госслужащих формально очень высокого ранга. И они вполне могли бы распоряжаться военкомами – полковниками или даже подполковниками. Однако в России законы и правовой порядок традиционно уступают понятиям и корпоративному авторитету. Между военными и гражданскими властями явно возникло напряжение – и оно, похоже, обостряется не столько по поводу хода мобилизации, сколько из-за предстоящего отчета всех причастных перед президентом РФ.
«Такая ситуация ни к чему хорошему привести не может, происходящее свидетельствует о выносе в публичную сферу конфликта военных и гражданских властей, – говорит «НГ» руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов. – По закону ответственность разделена, с одной стороны, губернаторы возглавляют военные комиссии, а Минобороны в целом отвечает за мобилизацию и обмундирование. Но по факту роль играют два фактора: желание перенести ответственность и отчитаться. Каждый чиновник и каждое ведомство стремится снять ответственность с себя и перенести на другого чиновника или ведомство, чтобы самому отчитаться наверх о проделанной работе, а за недоработки чтобы понесли ответственность другие. Сейчас губернаторы желали бы перенести ответственность на военных комиссаров, а Минобороны желает защитить честь мундира. В итоге проблемы не решаются, а усугубляются. Но, как правило, система не ищет реально виновных, а находит стрелочников на нижних этажах власти».
Эксперт отметил, что такая публичная форма перекладывания ответственности негативно скажется на общественных настроениях, при том что общество и без того невротизировано, потому что каждый день поступают новые сообщения о нарушении прав мобилизованных. «Проблема вышла на тот уровень, когда ее невозможно стало замалчивать, это обсуждают уже и на заседаниях Госдумы, и на высшем уровне, поднимается вопрос о том, куда из резервов подевались 1,5 млн бронежилетов. Но адресаты отчетов чиновников не граждане, а верховные власти, и главное для ведомств не общественные настроения, а доклад президенту. То есть, по сути, ситуация свидетельствует о том, что создана система коллективной безответственности», – отметил Обухов.
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов напомнил «НГ»: «Ситуация, с которой сейчас столкнулись власти всех уровней – и военная и гражданская, очень сложная и необычная, к такому не готовились. Поэтому слаженных действий и нет, их не отрабатывали, не согласовывали распоряжения, приказы и распределение ресурсов. Но по нашей политической традиции у каждого ведомства и уровня власти есть желание показать руководству, что именно они сделали все правильно, они качественно работают, а все проблемы исходят от других чиновников и ведомств». Эксперт отметил, что, конечно, подобная ситуация не добавит очков ни губернаторам, ни власти в целом, но это заметит только редкий политизированный слой населения. «Люди сейчас заняты своими проблемами, связанными и с мобилизацией, и с другими сферами жизни, а такую чехарду заметят только «рассерженные патриоты», которые трепетно следят за ситуацией со спецоперацией и обсуждают это вслух. Поэтому каждое ведомство и исполнительные власти ориентированы прежде всего на президента, стремится показать, что все красиво, а не то, что реально происходит на территориях. А стрелочников в публичном поле в итоге не будет», – предположил Куртов.