Фото Reuters
К вечеру 2 октября президент РФ внес в Госдуму все документы, необходимые для включения в состав России в качестве новых субъектов ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. Там конкретно говорится о нюансах объединительного процесса – формировании органов власти и выборах, получении гражданства и соотношении нового и старого законодательства. Нет только четкого ответа на вопрос о границах, а есть лишь размытые формулировки о неких фактических пределах. Конституционный суд (КС) этот подход поддержал в столь же витиеватых выражениях. Судя по всему, подвижность границ России и Украины является очередным приглашением к переговорам.
Несколько сотен страниц текста – это соответственно четыре межгосударственных договора и проекты четырех конституционных законов. Из них следует, например, что выборы по российским стандартам в ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсоне пройдут уже в сентябре будущего года. После утверждения всех официальных бумаг президент РФ назначит врио руководителей новых регионов, а их представительные органы пока останутся в прежнем виде. По опыту с интеграцией Крыма в Россию большая часть многостраничных документов – это последовательное описание тех или иных исключений, которые продлятся до 2026 года. Правда, та же крымская история показывает, что присоединительный процесс в такие жесткие рамки не укладывается: конституционный закон о своеобразии ситуации на полуострове по многим своим аспектам действует до сих пор.
Как уже писала «НГ» (см. «НГ» от 25.09.22) при вхождении Крыма вопрос о границах разрешился благополучно. У этой украинской автономии всегда был четко обозначенный предел на перешейке, где в 2014 году сразу и встали ополченцы вместе с «зелеными человечками». В таких границах Крым и стал российским. В процессе признания тех же ДНР и ЛНР была принята такая формулировка: «Договаривающиеся Стороны подтверждают и уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ РФ» – и соответственно той или иной республики Донбасса. Уже тогда прозвучали две интерпретации туманных строк: мол, признаны фактические границы, то есть линия военного соприкосновения, либо, дескать, конституции ДНР и ЛНР настаивают, что они занимают всю территорию бывших Донецкой и Луганской областей.
Тогда для разбирательств по данному поводу времени уже не было, началась спецоперация. Однако теперь, скажем, опять читаем: «Пределы территории Запорожской области определяются границами территории Запорожской области, существовавшими на день ее принятия в РФ и образования в составе РФ нового субъекта». То есть ничего определенного так и не сказано – и такую возможность подтвердил КС. В своих заключениях на четыре не вступивших в силу договора он одинаково указал, например, что «регулирование вопросов госграницы РФ после принятия ДНР направлено на обеспечение целостности и неприкосновенности территории РФ и на защиту этих и других конституционных ценностей на всей территории РФ, включая вновь образованный субъект РФ».
Судя по всему, здесь закладывается возможность для переговоров с Украиной и коллективным Западом хотя бы о временном перемирии. В том же, что временное соглашение может действовать сколь угодно долго, Россия уже соглашалась в 2014-м по отношению к тем же ДНР и ЛНР.