Единороссы занимаются на востоке Украины гуманитарными операциями под партийной вывеской. Фото с сайта www.er.ru
По результатам заседания Госдумы, на котором референдумы в Донбассе и Северной Таврии были признаны состоявшимися, а их итоги – состоятельными, «Независимая газета» пришла к выводу, что все пять парламентских партий готовы открывать свои отделения в новых субъектах РФ. По крайней мере откровенно прозвучало, что гуманитарные миссии в ДНР, ЛНР, на Херсонщине и в Запорожье уже есть у всех системных политструктур. Но пока эти территории считаются иностранными, официально там действовать запрещается. Эксперт напомнил, что для раскрутки партийных брендов действительно не обойтись без полевой работы на местах.
По информации «НГ», думские партии не просто ждут официального признания Херсонской и Запорожской областей, а также ДНР и ЛНР новыми регионами России. Реально они к этому готовятся, уже создавая кадровые резервы для своих будущих отделений, которые откроются даже в том случае, если спецоперация еще будет продолжаться. Об этом вполне однозначно высказались лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России – За правду» (СРЗП). «Единая Россия», как известно, в качестве как бы гуманитарной структуры работает на подконтрольных РФ территориях уже давно и открыто, более того, раздает членские билеты всем заметным пророссийским деятелям. И только «Новые люди» пока о своих планах отмалчиваются.
Замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов напомнил «НГ», что по закону о политпартиях они могут открывать свои отделения только на территории РФ, за границей – не имеют права. «Поэтому мы ждем принятия официального статуса территорий как российских, чтобы действовать по закону», – подчеркнул он. По словам депутата, на территориях ДНР и ЛНР у партии есть контакты. А вот полноценная работа в прифронтовой территории вряд ли возможна: «Все будет зависеть от ситуации. Главное для нас – соблюдение мер безопасности».
Как сообщил «НГ» зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков, отвечающий за идеологическую работу, пропаганду и агитацию, «эти территории имеют большой потенциал для партии». Еще до спецоперации велась работа с Компартией Украины в рамках СКП–КПСС (Союза коммунистических партий). Но потом украинские коммунисты после 2014 года подпали под репрессии и запреты. «Поскольку в условиях спецоперации есть и перемещение людей с места на место, боевые действия, то многие контакты были утрачены, их предстоит восстанавливать», – пояснил Новиков. В принципе в ЛНР и ДНР они остаются, есть и действующие местные активисты, которые в любой момент могут возглавить отделения, если те откроются. А вот в Херсоне и Запорожье еще только предстоит восстанавливать костяк левых сил. При этом коммунист подтвердил, что российские партии не имеют права создавать отделения за рубежом.
Замруководителя фракции ЕР Андрей Исаев пояснил «НГ»: «Безусловно, мы будем открывать отделения и в Херсоне, и в Запорожье. В ДНР и ЛНР у нас уже есть члены партии, как только эти регионы официально вступят в РФ, там начнет действовать российское законодательство, сразу же откроем отделения». Он напомнил, что и на прифронтовых территориях работа найдется: «Будем открывать гуманитарные центры, проводить встречи с населением».
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов сказал «НГ»: «Мы имеем плотную связь с активом в ДНР и ЛНР, а вот в Николаеве, Херсоне и Запорожье нам еще только предстоит обзавестись таким активом. Мы ждем официального заявления о признании статуса этих регионов в составе России». Он отметил, что даже в условиях спецоперации вести работу можно и нужно: «Там не все территории прифронтовые, есть и глубокий тыл, обстановка в котором мало отличается от других российских регионов».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Конечно, пока полноценная политическая работа на территориях невозможна, только волонтерская. Людей сейчас не волнует политика, только собственные нужды». Эксперт отметил, что если ситуация будет разворачиваться по аналогии с крымской, то партии откроют свои отделения на новых территориях оперативно. При этом даже в условиях сохранения там прифронтовой ситуации у политструктур есть хороший шанс на раскрутку: «Вести партийную агитацию под обстрелами не конструктивно, это просто не возымеет действия. Но если партии будут оказывать гуманитарную помощь населению, то это пойдет в их электоральную кассу на будущее. Это самая лучшая реклама для воздействия на потенциальных избирателей». Мухин скептически оценил вероятность открытия общих отделений, с одной стороны, для ДНР и ЛНР, а с другой – для Херсона и Запорожья. Все эти территории разные и обширные, растягивание одного отделения просто не будет эффективным. Тем более что «открытие отделений зависит не только от воли руководства партии, но и от коммуникаций, от финансового обеспечения». Поэтому каждая партия будет исходить из собственных соображений: «Если посчитают, что издержки превышают выгоды, то отделения открывать не будут, а если они заинтересованы в электоральном успехе на новых территориях, тогда будут открывать отделения, даже в нынешних условиях, как только позволит закон, – и будут вести гуманитарную работу».