В последний день голосования будущие россияне вышли на избирательные участки. Фото Reuters
Лидеры ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей во второй половине 27 сентября стали делать заявления о своих планах на скорую поездку в Москву. Официально итоги референдумов о присоединении этих бывших регионов Украины к России еще не были подведены, но предварительные цифры зашкаливали за 90%, о том же самом говорили и оперативно проведенные экзитполы. В общем, как и предполагалось заранее, неподконтрольные Киеву восточные территории вполне готовы стать Новороссией. Теперь дело за внутрироссийской процедурой законодательного оформления данного факта.
Руководители ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья Денис Пушилин, Леонид Пасечник, Владимир Сальдо и Евгений Балицкий в ближайшие дни окажутся в Москве. Здесь они рассчитывают на встречу с президентом РФ Владимиром Путиным для того, чтобы лично ему в руки передать уже официально оформленные просьбы своих регионов о принятии их в состав России. 27 сентября в 16.00 по московскому времени на этих территориях завершились соответствующие референдумы.
Последний день стал своего рода демонстрацией всему миру, что, несмотря на угрозы и риски военной эскалации со стороны киевских властей, жители Новороссии готовы были стоять в очередях на избирательные участки. Напомним, что с 23 сентября власти для обеспечения безопасности людей чаще практиковали обходы домов и квартир с ящиками для бюллетеней. При этом возмущения украинской пропаганды, что голосование обеспечивают люди с оружием жители этих четырех регионов, судя по всему, совсем не разделили. Наоборот, это придавало людям дополнительную уверенность в том, что их голоса, видимо, не пропадут.
После официального подведения итогов референдумов каждая из территорий обратится к президенту России с просьбой о принятии в состав РФ. Далее должно состояться подписание обеими сторонами федеративного договора, затем – его ратификация палатами Федерального собрания. И следом – принятие поправок к Конституции РФ, которые президент реализует своим указом на основании четырех конституционных законов о принятии в страну новых субъектов РФ. Соответствующие законопроекты, судя по всему, уже составлены исходя из крымского опыта 2014 года. Напомним, что те договоры, с предварительными редакциями которых едут в Москву лидеры регионов Новороссии, обязательно проверит и Конституционный суд, что с точки зрения российского права придаст всем предстоящим законодательным решениям полную легитимность. Имеется в виду юридическую, политическая же легитимность, скажем, в отношении ДНР и ЛНР была утверждена в результате признания РФ их суверенитета еще в феврале этого года. Однако Запорожье и Херсонщина в этом отношении не будут лишенцами, поскольку в вопросах их референдумов стадия суверенизации тоже оговаривается.
Напомним, что против референдумов была развернута фейковая война. За первые три дня их проведения было зафиксировано около миллиона фальшивых сообщений в отношении ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Было две основные линии атаки: внутренняя и внешняя. Внутренняя линия информационной атаки была направлена на запугивание потенциальных участников голосования. Например, был вброшен достаточно тревожный сюжет о якобы изъятии у голосующих украинских паспортов под намеки о том, что всем, кто их таким образом лишается, грозят неприятности после того, как Киев якобы восстановит над территориями свой контроль. В ответ на это в последний день референдумов пророссийские активисты из молодежных организаций провели флешмоб – они сами публично уничтожали свои украинские паспорта.
Линия фейковой атаки, ориентированная во внешний мир, – это были многочисленные сообщения о том, что люди голосовали чуть ли не под дулами автоматов. Однако, как уже указывала «НГ», местные жители к своим вооруженным силовикам относились как к защите, а международные наблюдатели, которым, по их заявлениям, вроде бы показывали все, что они хотели, опровергают какое-либо принуждение со стороны властей. И во внешнем мире риторика освещения новороссийских референдумов действительно быстро изменилась. Вместо рассуждений о том, что их физически не может быть в более или менее организованном виде, появились утверждения о полной юридической несостоятельности голосований. Однако, заметим еще раз, с точки зрения российского права такого рода замечания не являются значимыми. А после того как будут соблюдены все положенные процедуры, возмущение якобы неправовым подходом потеряет вообще всякое значение.
Первыми были подсчитаны результаты референдумов, участники которых находились на территории РФ. Ни один из регионов не показал цифру ниже 90%, скорее они даже оказывались выше. И тут можно сомневаться в точности подсчета, но психологически они вполне достоверны. Скорее всего данные собственно восточноукраинских территорий, возможно, окажутся несколько ниже, но это точно не будет касаться ДНР и ЛНР. Впрочем, и в Запорожье с Херсоном сильно хуже результаты не будут, их жители, судя по всему, все-таки решились сделать ставку на то, что теперь Россия их уже не оставит.