На подконтрольных РФ бывших украинских территориях продолжается поиск участников референдума. Фото Reuters
По итогам третьего дня референдумов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях станет ясно, проводятся ли они по единой схеме либо для регионов Северной Таврии установлены менее строгие требования по явке и поддержке решения о вступлении в РФ. Республики Донбасса планку в 50% уже преодолели. Теперь на первый план выходят действия властей РФ по правовому оформлению процедуры присоединения этих государств. В законодательстве, между тем, отсутствуют нормы о возможной оккупации части российских земель. Вопрос о границах четырех новых субъектов РФ касается именно этого обстоятельства.
На официальном сайте ЦИК РФ на протяжении всех трех дней восточноукраинских референдумов появляется множество сообщений о голосовании жителей ДНР, ЛДР, Запорожья и Херсонщины в различных субъектах РФ.
Похоже, основной массив голосов будет собран именно внутри России. На самих неконтролируемых Украиной территориях продолжается первая стадия референдума – так называемый подомовой и поквартирный обход населения. Однако появляются и фактические свидетельства того, что кое-где происходит работа на участках. Это формально противоречит первоначально заявленным условиям, стационарные места волеизъявления вроде бы должны были открыться только 27 сентября, то есть в финальный день. Так что, судя по всему, это было намеренной дезинформацией, которая должна была затруднить силовые акции проукраинских диверсантов и вооруженных формирований Киева.
И на вечер 25 сентября стало понятно, что в принципе эти четыре референдума, минимально допустимые параметры которых так и не были заданы, благополучно состоялись. В оставшиеся дни можно будет только понять, проводились ли они по единой схеме или по двум типовым. Скажем, одна – для республик Донбасса, где и статус государства уже имеется, и планка участия населения была поставлена повышенная, а другая – для Северной Таврии, где все более зыбко и неопределенно. ДНР еще по итогам второго дня голосования показала явку на уровне 55%, ЛНР чуть отставала – почти 46%. Но в общем было ясно, что политическая легитимность референдумов обеспечена. В Запорожье и на Херсонщине результаты были послабее – несколько более и немного менее трети от списочных составов.
Информационно-пропагандистские объяснения причин, почему итоги волеизъявления различаются, давно подготовлены и уже запущены, так что не будет никаких проблем с обоснованностью предстоящих просьб к властям РФ о принятии всех четырех украинских регионов. И через ряд государственных информагентств уже вброшены сообщения, что соответствующие решения последуют якобы не позднее 28 сентября. И что уже на 29 сентября, мол, запланированы заседания Госдумы и Совета Федерации, на которых будут ратифицированы договора о вступлении в Россию новых государств и одобрены соответствующие проекты конституционных законов. Такая процедура действительно заложена в базовом конституционном законе «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Впервые данный нормативный акт был применен в 2014 году в отношении Республики Крым.
Стоит отметить, что сейчас представители пророссийских властей на восточноукраинских землях заявляют о своих предстоящих действиях именно по крымскому образцу. Если это так и случится, то возникнет любопытная юридическая коллизия, связанная с точным местом прохождения обновленной границы РФ. Дело в том, что с Крымом получилось удачно: де-факто занятая административная граница этого бывшего украинского региона стала государственной, так что в договоре с Россией и последовавшем конституционном законе это просто осталось прописать. Ни у одного из нынешних кандидатов на статус субъекта РФ прежние административные границы в полной мере не контролируются. И если, скажем, у ЛНР – это отдельные участки, протяженность которых в последние дни, правда, увеличивается, то в отношении ДНР эта граница теперь почти полностью под рукой Киева. Запорожская область в пророссийском исполнении существует без своей официальной столицы, в Херсонской области как раз в приграничной местности идут затяжные бои.
Между тем в ст. 8 базового конституционного закона содержится четкое указание, какие вопросы должен решать именной законодательный акт. В частности, это «положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта». Таким образом, Кремлю придется четко сформулировать свой подход: признаются официальными новые границы, существующие де-факто, или официально признается ситуация, когда часть формально российской территории считается временно оккупированной.
И тут уже, видимо, не удастся обойтись устными заявлениями, как это было сделано в феврале, когда РФ признала суверенитет ДНР и ЛНР в непонятных пределах. Напомним, что первоначально пошли сообщения, что независимость республик Донбасса утверждается на их куцых территориях, но потом раздались заявления, что раз те сами считают себя правомочными в границах Донецкой и Луганской областей, то Россия с этим согласна. Но если посмотреть тексты соответствующих договоров, то там эта проблема конкретно обойдена. «Договаривающиеся Стороны подтверждают и уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ РФ и ДНР», – говорится, например, в ст. 7 этого документа. В соглашении России с ЛНР на том же месте значится тот же самый тезис.
Не удастся замолчать вопрос о прохождении границ РФ в том числе и потому, что оккупация любой части страны в соответствии с конституционным законом «О военном положении» является признаком внешней агрессии. А это, в свою очередь, представляет собой обязательное основание для введения того самого военного положения – как минимум на соответствующей территории.