Где находятся этот и другие избирательные участки, жители Новороссии узнают лишь 27 сентября. Фото РИА Новости
С 23 по 27 сентября на неподконтрольных Киеву территориях ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей состоятся разные референдумы. Признанные Россией республики Донбасса вступать в ее состав будут напрямую. Северной Таврии предстоят выход из Украины, суверенитет, затем присоединение, связанные в одном вопросе. Но технически все пятидневные голосования устроены одинаково. 27-е число предназначено для демонстративного волеизъявления на участках и презентации результатов, а достигнуть их предстоит в полуподпольном формате. В информационном поле РФ 22 сентября внимание к референдумам снизилось почти до нуля, доминировали темы мобилизации и новых «жестов доброй воли». И пока ни одной говорящей голове не пришла мысль пообещать, что, скажем, уже через неделю страна станет на четыре региона шире.
Первые четыре дня голосования начиная с 23 сентября избирательные комиссии четырех регионов Восточной Украины описывают одинаково: на придомовых территориях и в индивидуальном порядке, по заявлениям, на дому – и все это путем специальных обходов. Особо подчеркивается, что жителям надо понимать: полиция или военнослужащие будут присутствовать на этих обходах не для контроля за волеизъявлением, а во избежание провокаций, диверсий или терактов. В последний же день, 27-го числа, всех, кто останется, будут ждать на официальных избирательных участках, адреса которых станут известны в такой срок, чтобы точно так же не допустить никакого силового давления со стороны Украины на решение ее прежних граждан, уходящих в Россию.
При этом толком никто не объяснил, как сделать так, чтобы места стационарного голосования не узнали и киевские националисты. И конечно, не очень понятно, каким образом даже за несколько суток можно совершить обход примерно 5 млн человек. А ведь именно такую цифру привел в своем обращении от 21 сентября президент РФ Владимир Путин. Вообще-то он напомнил, что изначально в тех местах проживало более 7,5 млн, но потом из-за действий неонацистских боевиков многим пришлось покинуть свои дома. С другой стороны, даже по официальным данным, с востока Украины в РФ перебралось почти 3 млн, хотя, очевидно, не все они резиденты ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья. Также какое-то число уехало и на территорию официальной Украины. Так что обходить, похоже, даже несколько сотен тысяч людей членам избиркомов явно не придется. Тем же новороссиянам, которые пребывают в самой России, наш Центризбирком обещает полное содействие в голосовании по конкретному месту. Для этого распространяется телефон горячей линии, где подскажут, куда в каком городе надо идти, хотя заранее эти данные и не публикуются.
Короче говоря, очевидно, что стартующие референдумы вошли в стадию технической реализации. Ее даже самыми жесткими артиллерийскими ударами, вроде того, что опять случился 22 сентября в Донецке, все равно уже никак не остановить. И во многом, конечно, потому, что эта стадия совсем мало связана с голосованием реальных людей, его процедуру зрители официальных телеканалов должны увидеть на своих экранах только 27 сентября в виде репортажей с мест – как украинских, так и российских. Напомним, что если в ДНР и ЛНР будут высказываться только о том, входить в состав РФ или нет, то в Северной Таврии ее жителям придется, глядя в бюллетень, соображать подольше: в вопросе одновременно говорится о выходе из Украины, превращении в отдельное государство, а затем уже о присоединении к России.
Кстати, ВЦИОМ уже опубликовал примерные установочные данные, то есть, конечно, результаты соцопроса, однако только по ДНР и ЛНР. Участвовать, дескать, будут до 84%, за Россию выскажутся, мол, примерно 95%. Возможно, выбор именно этих регионов стал случайным, а может быть, тут и есть какой-то замысел. Например, связанный с пониманием, что в Херсонской и Запорожской областях цифры будут не такими победными. При этом заметим, что в последний предреферендумный день выдал загадку и глава Запорожской ВГА Евгений Балицкий. Напомним, что часть этой области вокруг ее административного центра находится под контролем Киева, там референдум обещали провести после освобождения.
То есть имелось в виду, что сейчас голосование все равно будет за все Запорожье. Однако теперь Балицкий произнес несколько другие слова: «В настоящий момент четыре из пяти районов Запорожской области освобождены и находятся под нашим контролем. Они примут участие в референдуме. Я уверен, именно в этих границах нас признает РФ».
Обратить внимание на этот нюанс важно, потому что само голосование 23–27 сентября представляет собой дело техники. Хотя обязательно надо заметить и тот факт, что Путин в своем обращении ни разу не произнес точно, по какому вопросу проводятся референдумы, а только обещал, что Россия поддержит принятые на них решения. Однако дальше начнется уже внутрироссийский правовой процесс, когда надо готовить проекты конституционных законов о вступлении новых субъектов РФ, а стало быть, точно определяться с их границами. Скажем, в ходе признания ДНР и ЛНР в феврале между отдельными представителями власти даже возникла заочная полемика – в реальных границах происходит признание или же в границах Донецкой и Луганской областей Украины. И в конце концов было решено, что именно в полнокровном виде.
Одновременно, как представляется, с юридико-техническими вопросами по реализации результатов референдумов могут возникнуть и определенные геополитические соображения, по которым процесс вступления может и затянуться. Например, нужно будет еще раз и посильнее надавить на Киев и стоящий за ним Запад с целью принуждения их к выгодному для России перемирию. О неизбежности последнего, а главное – острой его необходимости для обеих сторон конфликта говорят практически все аналитики. Они связывают и референдумы, и частичную мобилизацию, и очередные миролюбивые жесты в виде обмена пленными и задержанными именно с этой перспективой.
Поскольку как раз все события этого ряда сконцентрировались на временном отрезке в пару дней, то данная версия выглядит правдоподобной в первом рабочем приближении. Вопрос, как всегда, только в том, чтобы каждая из сторон сохранила пристойное выражение лица для внешнего мира, а также имело убедительную сумму аргументов для пользования внутреннего. Кстати, кажущаяся многим излишней уступчивость Кремля той же Украине и Западу, судя по всему, связана с тем, что президенту РФ об интересах внутренней аудитории приходится заботиться менее остальных.