Президент сообщил участникам спецоперации, что подмога уже близко. Фото РИА Новости
Обращение Владимира Путина к гражданам России об изменении характера спецоперации и проведении в стране частичной мобилизации вышло в эфир утром 21 сентября. После чего почти сразу стало известно, что соответствующий президентский указ о призыве как минимум 300 тыс. человек уже исполняется на местах. Все органы власти включились в организационные хлопоты, о готовности оперативно решать все законодательные проблемы заявили в Госдуме. Вопрос лишь в том, где отечественный госаппарат, и в мирные времена не демонстрировавший примеров эффективности, найдет резервы для самомобилизации.
В своем обращении президент РФ поддержал планы ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей Украины провести референдумы о вхождении в состав России. Путин гарантировал, что вооруженные силы обеспечат безопасность участников голосования, несмотря на все попытки киевского режима его сорвать. Одной из мер по стабилизации тысячекилометрового фронта и был объявлен указ о проведении частичной мобилизации, то есть о призыве на военную службу граждан РФ, подходящих по возрасту, уровню боевой подготовки и воинской специальности, для того чтобы они как можно быстрее смогли принять участие в спецоперации.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков специально разъяснил, что само это понятие вовсе не отменяется, то есть с короткого русского слова запрет на употребление не снят. Так что говорить без юридических последствий можно только о «войне Запада против России». Однако меняется содержание спецоперации, превращающейся в очередную своего рода священную битву добра со злом, для чего и понадобятся дополнительные силы. Наверное, именно поэтому Роскомнадзор тут же предупредил, что будет блокировать те информационные ресурсы, которые станут распространять о частичной мобилизации непроверенные сведения из неофициальных источников.
В Госдуме, которая накануне передала в Совет Федерации пакет поправок в УК об ужесточении наказаний за воинские преступления, уже с утра 21 сентября принялись разъяснять, кого могут призвать, а кого призывать не должны. И по российской традиции чем больше звучало таких разъяснений, тем больше становилось новых вопросов. В конце концов СМИ постепенно пришли к пониманию, которое заранее и было зафиксировано в президентском указе, что все исчерпывающие пояснения можно будет вскоре найти в нормативных актах правительства и текущих приказах Минобороны.
Нижняя палата парламента, в свою очередь, добровольно взяла на себя повышенные законодательные обязательства как можно более оперативно менять правовую базу под нужды мобилизации. Стоит отметить, что в выступлениях всех без исключения лидеров думских фракций кроме лозунгов о предстоящей победе оказался заметным и мотив обеспокоенности тем, насколько эффективными окажутся действия системы госуправления. Сама Госдума, например, высказала готовность буквально за неделю разрешить, скажем, все тупики закона о госзакупках, которые препятствуют промышленности запускать производство новых оборонных изделий. Короче говоря, депутатские речи были наполнены правильными словами на тот счет, что частичная мобилизация и новый этап спецоперации – это вообще-то реальный вызов действующей властной вертикали. Председатель ГД Вячеслав Володин обострил данную позицию почти до самой последней грани: «Вызовы, с которыми мы столкнулись, либо нас сделают сильнее, либо может случиться то, что мы обязаны не допустить».
Депутаты Госдумы уже присматривают места для размещения свежих воинских резервов. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов заявил «НГ»: «У нас не эффективна не столько политическая система, сколько система органов исполнительной власти. Ключевые проблемы – в безнаказанности саботажа указов президента и в непрофессионализме кадров управления. В политических системах других стран неэффективные звенья отсеиваются с помощью выборов, а у нас с помощью выборов происходит лишь самовоспроизводство действующей власти. Указы исполняют с огрехами, но могут даже и кое-как не исполнить. Например, провалили же стратегическую задачу по импортозамещению, удвоению ВВП. То есть заявленные цели часто либо не реализованы, либо реализованы не так, как было изначально обещано». По мнению коммуниста, указ о мобилизации вертикаль власти исполнит, но с издержками, потому что не может одно усиление ответственности само по себе подстегнуть систему к самомобилизации. «Как сказал российский генерал-фельдмаршал Христофор Миних: «Россия управляется непосредственно Господом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует». Поэтому с божьей помощью указ будет в каком-то виде выполнен. Но если бы сама система была способна на самомобилизацию, то нынешнего указа и не надо было бы», – подчеркнул Обухов.
Член московского регсовета «Яблока» Галина Михалева согласна, что «институты управления не работоспособны, а значит, невозможно быстро и эффективно исполнить ни одно из поручений верховной власти, будь то экономические, политические, социальные или военные поручения». По ее мнению, никакой самомобилизации произойти не может, поскольку «система действует в парадигме отчета нижних чиновников перед высшими, а к ответственности за неисполнение привлекают произвольно». Михалева в целом сомневается, что за разумно короткий срок возможно эффективное исполнение указа президента от 21 сентября: «Поэтому указ если и выполнят, то кое-как, чтобы отчитаться».