На подконтрольных России территориях Украины продолжается раздача новых паспортов. Фото Reuters
Число желающих получить российский паспорт заметно сократилось. В этом году новых россиян оказалось почти вполовину меньше, чем за аналогичный период 2021-го. При этом институт беженства по-прежнему подвергают критике: с начала года статус получили всего трое, зато число получивших временное убежище резко увеличилось по сравнению с первым полугодием 2021-го.
Иностранцы стали реже получать российские паспорта. Так, согласно данным МВД РФ, за первое полугодие 2022-го гражданство РФ сумели оформить около 287,5 тыс. человек. Это примерно на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда число новоиспеченных россиян составляло около 351,7 тыс.
Статистика говорит, что в сравнении с прошлым годом большее количество паспортов получили таджики, армяне, киргизы. Зато резко уменьшилось количество украинцев, принятых в российское гражданство, – сразу на 43% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (105,6 тыс. человек вместо 184,4 тыс.). Как и раньше, свыше 60% от всех выданных российских паспортов приходится на выходцев из двух стран – Украины и Таджикистана. Однако если прежде на украинцев приходилось примерно 52% от общего числа принятых в гражданство, а на таджиков – только 12%, то сейчас их пропорция составляет уже 36% и 25% соответственно.
По словам экспертов, скорее всего речь идет о сокращении числа желающих получить российский паспорт, нежели о бюрократических препонах и намеренной отбраковке заявлений претендентов. Ведь в последнее время процедура приема в гражданство скорее упрощалась, нежели усложнялась. Одна из причин, которую предполагают общественники, – ухудшающаяся ситуация внутри страны, как экономическая, так и социально-политическая.
Но есть и другая – для украинцев облегченный механизм действует еще с 2019 года, следовательно, многие из тех, кто хотел вступить в гражданство, уже успели это сделать. А новоприбывшие только оформляют первичные статусы. Так, за первые шесть месяцев 2022 года временное убежище (не налагающее на государство какие-либо социальные и экономические обязанности) получили 64 тыс. человек. Более 99% из них приехали из Украины. Статус временного убежища на конец первого полугодия 2021-го был лишь у 14,6 тыс. человек. Согласно миграционным показателям, за первые шесть месяцев 2022 года беженцами в РФ официально были признаны всего три человека. Так мало не было никогда. А общее количество обладателей этого статуса на конец полугодия равнялось 300 – что на 126 человек, или 40%, меньше, чем годом ранее. То есть речь идет об очередном антирекорде. Между тем еще в июле российские власти сообщали, что с начала года в страну прибыли более 2 млн 800 тыс. беженцев – выходцев из Украины и «около 25–27 тыс. новых переходят каждый день границу».
Как отметил в беседе с «НГ» президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, сокращение числа новых граждан может быть связано с несколькими причинами. «Во-первых, в прошлом году российское гражданство получило рекордное число жителей Донецкой и Луганской народных республик. Во-вторых, активная выдача российского гражданства на освобожденных территориях в этом году началась сравнительно недавно, так что правильнее будет дождаться официальных данных за весь год», – сказал он. С другой стороны, низкое число лиц, получивших статус беженца за первые шесть месяцев этого года, «может быть связано с сохранением общего курса государства на сокращение социальных обязательств». Ведь статус беженца возлагает на государство задачи по социальному и материальному обеспечению человека, а ищущего временного убежища – нет.
Гражданский активист Алексей Егоркин заявил «НГ», что российское гражданство на фоне ужесточения санкций в отношении россиян перестало быть привлекательным. «А с учетом посыла, идущего со стороны властей РФ, что экономические права граждан той же Украины на территории РФ должны практически уравняться с правами граждан РФ, смысла в быстром получении российского гражданства со стороны тех же граждан Украины, например, тех, кто и получал основную долю российских паспортов, уже и нет», – сказал он. Вероятно, часть украинцев рассчитывает вернуться домой и не хочет преждевременно связывать себя с Россией. При этом Егоркин согласен, что и чиновники не готовы сейчас брать на себя бремя ответственности, и многие беженцы ищут более экономически привлекательные места.
По словам доцента РАНХиГС, директора АНО «Академический альянс» Михаила Бурды, в законодательстве категории «беженец» и «переселенец» имеют различные правовые статусы, к последнему относится еще и временное ограничение на год. Наделение тем или иным правовым статусом мигрантов, оказавшихся в России в результате конфликтов, зависит от того, какие требования к той или иной категории сформулированы в законодательстве. Беженец, пояснил он, должен предоставить доказательства того, что имеются «вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений». При этом он не может или не желает пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности: «В связи с этим жители Донецкой и Луганской народных республик, а также районов Украины, находящихся под контролем Российской армии и коалиционных сил ДНР и ЛНР, не могут получить статус беженца по юридическим основаниям. Ведь на территории ДНР и ЛНР они не подвергаются преследованиям». Граждане ДНР и ЛНР в России получают статус временных переселенцев. Однако статус беженца вправе получить те, кто выезжает из районов Украины, контролируемых ВСУ, где за их пророссийские взгляды они могут быть подвергнуты преследованиям.