Столичные коммунисты решили не смягчать негативное отношение к электронному голосованию и многодневным выборам. Фото Дмитрия Сараева
Партиям, участвующим в едином дне голосования (ЕДГ), остается всего две недели для того, чтобы еще немного покачать лодку стабильности. Агитпериод находится на самом пике, так что предвыборная борьба обостряется даже в условиях нынешнего политического консенсуса. И как раз сейчас хорошо заметно, что, например, в Свердловской области действующий руководитель вполне уверен в успехе, а в Удмуртии он вдруг понял, что для победы надо будет еще постараться. Правда, в любом случае после 11 сентября федеральному Центру, видимо, придется дополнительно стимулировать обратную стабилизацию.
Руководство московского горкома КПРФ 23 августа вышло под стены Центризбиркома на встречу с избирателями против дистанционного электронного голосования (ДЭГ).
И власть в очередной раз согласилась с проведением левыми такого по сути дела несанкционированного митинга.
Правда, коммунисты тоже остались в рамках приличий и с численностью протестовавших пределов разумного не перешли. Максимум пара сотен человек сконцентрировалась вокруг ящика из-под бананов, увитого гирляндой электроламп, – таким образом в КПРФ представляют себе систему интернет-голосования с легкой руки секретаря ЦК Сергея Обухова. По итогам встречи депутатов с избирателями была принята жесткая резолюция против использования ДЭГа как на столичных муниципальных выборах, так и еще в семи субъектах РФ.
Однако в этой бумаге больше говорится о попытках буржуазной власти загнать левые силы в электоральное гетто, чем о конкретных недостатках онлайн-выборов. Возможно, это потому, что для массового избирателя они не слишком понятны, а специалисты на подобные акции, понятно, не ходят. Тем не менее сама по себе жесткость антивластной риторики была весьма показательна. Более того, московские коммунисты, похоже, отказываются от смягченных рекомендаций федерального руководства в отношении бойкота как ДЭГа, так и трехдневного голосования. Ранее вроде бы звучало, что не стоит жестко агитировать за бумажные бюллетени и приход на участки только 11 сентября, но именно такой призыв записан в последнем абзаце резолюции митинга.
Стоит отметить при этом, что на самом деле ДЭГ, по крайней мере, в большинстве из семи регионов его применения – Калининградской, Калужской, Курской, Новгородской, Псковской, Томской, Ярославской областях, пока не выглядит неким главным резервом для повышения явки избирателей именно на провластных кандидатов. Запись граждан на интернет-участки завершается 5–6 сентября – и в настоящий момент даже самые передовые в этом смысле субъекты РФ не перешли планки в два-три процента. Напомним, что когда в стране активно и повсеместно использовалось свободное досрочное голосование, именно эти цифры ЦИК России воспринимал как сигнал к тому, чтобы уделить ситуации в регионе дополнительное внимание. А с федеральной системой ДЭГ все дело, очевидно, в том, что раз региональные власти ее не контролируют, то они и не считают необходимым иметь ее в виду в собственных интересах.
Поэтому легко заметить, что на тех территориях, где главными являются губернаторские кампании, тема ДЭГа почти и не затрагивается. Хотя, возможно, это и происходит потому, что там и без того достаточно острых ситуаций. И речь идет не столько о тех или иных просчетах или провалах в агитационной кампании, которая сейчас вышла на пик и объективно бьет по политической стабильности и спецоперационному консенсусу, заключенному системными партиями. Более интересно стало наблюдать за действиями нынешних глав, выступающих в качестве кандидатов. Выяснилось, что ряд из них выглядят поувереннее с точки зрения результатов, а какие-то как-то серьезно занервничали.
К первой категории, судя по всему, следует отнести свердловского губернатора Евгения Куйвашева, который не просто вышел на дебаты, пусть и купированные, но и щедро предложил сопернику из ЛДПР место в будущей администрации. На что тот в итоге согласился, то есть подтвердил, кто тут альфа-претендент. А вот слабым звеном продолжает выглядеть глава Удмуртии Александр Бречалов, но не потому, что он выборы проиграет, а из-за того, что явно не достигнет заранее намеченных показателей. И это еще ничего, когда его агитаторы заклеивают агитматериалы конкурента из КПРФ портретами президента Владимира Путина, что вообще-то может оказаться и «черной технологией» со стороны противников. Наиболее убедительным показателем нервного состояния тамошних властей является решение избиркома срочно внести изменения в уже утвержденный формат бюллетеня только для того, чтобы заменить место жительства Бречалова с Москвы на Ижевск.
Короче говоря, после того как победят все те, кто должен, федеральному Центру, видимо, придется применять какие-то дополнительные усилия по возвращению политической стабильности в стране к тому состоянию, которую она приобрела после 24 февраля и примерно до начала июня этого года.