По мнению властей, хороводы в этнической деревне в отличие от митингов ковида не передают. Фото со страницы музея «Ангарская деревня» в «ВКонтакте»
Как и предполагала «НГ», «Яблоко» попало в такую ситуацию, когда партии приходится постоянно пребывать в судебных разбирательствах. Например, в Иркутской области яблочникам из-за ковида отказали в проведении акции пацифистского характера сразу после официального «Праздника молодой картошки и малосольного огурца». А на Яблочный Спас 19 августа назначено административное дело против главы фракции в Заксобрании Петербурга Александра Шишлова, который обвиняется в дискредитации армии. Эксперты отмечают, что партия Григория Явлинского вынуждена распылять ресурсы на многочисленные тяжбы в то время, как ее постепенно вытесняют из легального поля.
В Иркутске «Яблоко» совместно с гражданскими активистами пытается согласовать у властей митинг на 20 августа против уголовных и административных дел о дискредитации армии и «военных фейках». Как сообщил представитель партии Григорий Грибенко, горадминистрация пока отказала в этом, сославшись на ковидные ограничения. Теперь спор предстоит разрешить Кировскому райсуду, но его решение в принципе легко предсказуемо.
В яблочном иске отмечается, что Конституционный суд в своем постановлении 49-П от 25 декабря 2020 года указал на законность введения регионами ограничений для граждан в связи с ковидом в том случае, если соблюдается ряд условий. Например, исключения из общеустановленных ограничений не должны носить явно дискриминационного характера. Между тем незадолго до подачи «Яблоком» заявки на акцию в той же Иркутской области прошел не просто одобренный, а официально устроенный властями «Праздник молодой картошки и малосольного огурца». И кстати, на то же 20 августа на острове Ольхон запланирован фестиваль «Za остров».
Дата заседания в Иркутске еще не назначена, впрочем, «митинговые» разбирательства не главная причина того, что партия Явлинского все чаще оказывается втянутой в судебные тяжбы. Например, как стало известно «НГ», Петроградский райсуд Петербурга наконец назначил день заседания по «делу Шишлова» – лидера яблочной фракции в Заксобрании. Административный протокол в отношении него будет рассмотрен 19 августа, то есть прямо на Яблочный Спас. Напомним, что на Шишлова в УМВД по Петроградскому району был составлен материал по ст. 20.3.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил» (см. «НГ» от 31.07.22).
Кроме того, против яблочных активистов, а особенно кандидатов, сейчас повсеместно выдвигаются иски, так что партия сама вынуждена идти в суды для защиты их прав. Так, на днях в Ленинградской области задержан зарегистрированный в Псковской области кандидат в депутаты Великолукской гордумы и Собрания депутатов Великолукского района Всеволод Козловский. Причем это был не какой-то новичок, а партиец с серьезным политическим опытом, у которого были высокие шансы добиться успеха на выборах. Ранее Козловский был депутатом Псковского областного собрания депутатов пятого и шестого созывов. Яблочник был задержан полицией по месту работы на племенном заводе в Лужском районе Ленобласти – пока в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному более года назад по ч. 2 и 5 ст. 128.1 УК «Клевета». Этот статус оппозиционеру так и не изменен, из изолятора временного содержания он был отпущен и заявил о продолжении предвыборной борьбы, но ясно, что это не последняя его встреча с правоохранительными органами.
И скорее всего все эти вроде бы разрозненные случаи имеют под собой общую основу. Очевидно, на местах властями взята на вооружение тактика распыла яблочных сил и ресурсов на суды, чтобы у партии Явлинского уже не оставалось возможностей для политической деятельности. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что хотя «отношение властей к «Яблоку» все-таки не носит универсальный характер, а разнится от региона к региону, но администрация президента этому давлению никак не препятствует». Эксперт напомнил, что в условиях межпартийного консенсуса парламентские политструктуры стали меньше критиковать эти власти, тогда как «Яблоко» действует в прежней парадигме жестко оппозиционной реакции по малейшему поводу. А на выборах у кандидатов появляется еще больше возможностей для донесения этой критики до общества как раз посредством тех же митингов. Поэтому региональные власти действуют уже отработанными и давно проверенными методами, например по судам снимают кандидатов или отказывают в агитмероприятиях, ссылаясь либо на ковидные запреты, либо на невозможность использовать для акций определенные места из-за того, что они заняты другими массовыми мероприятиями. «Партия, конечно, распыляет свои ресурсы и силы в судах, но это не главное. Да и с помощью таких судов «Яблоко» получает дополнительные аргументы против неправоты власти. Главное же, что происходит с «Яблоком», – это его вытеснение из электорального пространства и публичной политики. Если раньше партия считалась всецело системной, то сейчас постепенно данный статус ею утрачивается. Хотя скорее всего никакой особой установки Кремля на этот счет нет, просто региональным властям никто не мешает выталкивать «Яблоко» с политического поля», – заключил Макаркин.