0
6113
Газета Политика Печатная версия

11.08.2022 20:05:00

Московская Хельсинкская группа намерена в суде вернуть россиянам свободу собраний

Правозащитники предрекают рост протестных настроений в стране

Тэги: правозащитники, мхг, свобода собраний, митинги, закон


правозащитники, мхг, свобода собраний, митинги, закон Против «дадинской» статьи пикетчики выходили несколько лет подряд. Кадр из видео с канала Дениса Стяжкина на YouTube

В России ожидают оживления протестного движения ближе к осени, накануне предстоящих в сентябре выборов. Поэтому члены Московской Хельсинкской группы (МХГ) подготовили доклад и рекомендации, предлагая властям России изменить их отношение к соблюдению ст. 31 Конституции РФ о свободе собраний. Правозащитники готовы совместно с чиновниками разработать определенные правила исполнения закона о митингах, которые позволили бы оппозиции высказывать свое мнение в ходе публичных акций. Если их мнение проигнорируют, МХГ планирует обратиться в Конституционный суд.

Правозащитники отмечают, что сейчас провести акцию в центре какого-либо города практически невозможно. Чиновники их либо не согласовывают, «ссылаясь на формальные причины», либо предлагают взамен такие места, где мероприятие никто не увидит. Конституционные гарантии свободы собраний нарушаются и на самих мероприятиях, когда их участников задерживают, а потом штрафуют или назначают арест, отмечают члены МХГ. Они напоминают властям, что свобода собраний является фундаментальным правом граждан, а не привилегией. Как отметил «НГ» сопредседатель МХГ Валерий Борщев, с момента принятия федерального закона о митингах в 2014 году тот менялся уже 13 раз, а практически все вносимые поправки ужесточали правила организации и проведения собраний, а также вводили дополнительные ограничения и требования к организаторам и участникам. Правозащитник считает, что власти сами провоцируют людей на несанкционированный выход на улицы, когда отказывают им под «несуразными предлогами», оставляя за собой право на силовой разгон акций. «Граждане сегодня попросту лишены конституционного права, предусмотренного статьей 31 Конституции.

Что им теперь, переходить к тайным собраниям, как это было в диссидентские времена?» – возмущается Борщев. С приближением сентябрьской избирательной кампании, убежден он, протестные настроения среди россиян будут только усиливаться, и хотя антиковидные ограничения временно парализовали уличную активность политиков и гражданских активистов, «желание россиян протестовать никуда не делось».

Как сообщил Борщев, МХГ подготовила поправки, которые направят в Госдуму, аппарат уполномоченного по правам человека (УПЧ) при президенте РФ, Генпрокуратуру и еще ряд госструктур. Если никакой реакции на предложения не последует, общественники обещают начать правовую кампанию по принуждению власти к соблюдению Основного закона РФ. В частности, они готовы судиться и заново обращаться в Конституционный суд.

В докладе правозащитники предлагают предоставить гражданам возможность проводить спонтанные мероприятия и отменить установленные санкции за информирование о несогласованных акциях. Власти, по мнению МХГ, должны проявить лояльность «к малочисленным акциям, не создающим существенных препятствий движению транспорта и пешеходов». «Стоит, наконец, признать, что публичные мероприятия – легитимное использование городского пространства, и отдавать им приоритет в случае конфликта со спортивными, культурными и другими массовыми мероприятиями, организуемыми и поощряемыми властями», – говорится в докладе.

172-3-3480.jpg
Правозащитник Валерий Борщев подсчитал,
что нынешний закон о митингах за 8 лет
менялся уже 13 раз, и каждый раз новации
ужесточали правила. 
Фото с сайта www.mosyabloko.ru
Также МХГ настаивает и на отмене ст. 212.1 УК, предусматривающей уголовное наказание за повторное нарушение правил проведения митингов. Участие в несанкционированной акции не должно признаваться преступлением – независимо от повторности, – если человек не совершал насильственных действий, считают правозащитники. Также в документе говорится о необходимости разработки «четко прописанных и понятных согласительных процедур на случай несогласия с заявленным временем и местом проведения».

Помимо прочего, авторы предлагают обучить сотрудников правоохранительных органов тактикам и методам охраны общественного порядка, основанным на принципах прав человека, например, чтобы они не «лупили дубинками» всех подряд активистов. Говорится и о сложностях с идентификацией правоохранителей во время проведения протестных акций: так, например, «сотрудники Росгвардии на публичных мероприятиях сохраняют анонимность, а в отношении полицейских не установлено никакой ответственности за сокрытие и без того плохо читаемых нагрудных знаков». Известны и случаи, когда лица сотрудников полностью скрыты масками, хотя европейские стандарты требуют, чтобы они использовались лишь «в исключительных случаях, обоснованно и под контролем». В докладе отмечается, что с недавних пор распространена тактика отключения или ограничения трафика мобильного интернета в местах проведения собраний. «Отдельным сюжетом последнего времени является сбор данных для привлечения к ответственности в дальнейшем, в том числе с использованием системы распознавания лиц», – сказано в документе.

Как считает член МХГ, доктор юридических наук Илья Шаблинский, россияне сегодня оказались лишены права, предусмотренного ст. 31 Конституции. «Формально можно говорить о череде поправок в закон, практически лишающих его смысла и предельно затрудняющих возможность проводить любые публичные акции, но дело не в законе, – говорит Шаблинский «НГ», по словам которого, государство блокирует любые акции протеста. – Народные шествия типа советских первомайских или нынешние – в поддержку курса президента – не в счет». «Доклад МХГ просто пытается обратить на это внимание. Нужно отметить, что наши парламентские партии ничего на этот счет сказать и не пытаются. Значит, именно МХГ вынуждена, как и в 1970-е годы, говорить: «Соблюдайте вашу Конституцию», – отметил собеседник «НГ».

Гражданский активист Алексей Егоркин сказал «НГ», что в здоровом гражданском обществе должен вестись постоянный диалог между гражданами и представителями властей, в том числе и посредством площадной митинговой активности: «Но если на протяжении почти десятилетия планомерно вымарывалось и ограничивалось право граждан на собрания, то с чего бы сейчас, после того как сама трансляция информации о планируемом массовом мероприятии приравнивается к преступлению, когда фактически запрещены не только массовые собрания, но и одиночные пикеты, ждать от нынешних властей каких-либо послаблений в этой области?» Сам Егоркин пессимистически настроен относительно перспектив возвращения гражданам права на свободные собрания и митинги, поскольку, по его словам, властям, занятым поиском врагов, не надо сейчас ослаблять давление на общество. «Если только не предположить такой провокационный сценарий, при котором введут временные послабления в части организации и проведения митингов, для выявления «недобитых» гражданских активистов и лидеров общественного мнения. Это как раз вполне укладывается в канву поиска «внутренних врагов», – говорит активист.  


Читайте также


Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
2915
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
3878
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
2175
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
4273

Другие новости