Геннадий Зюганов призывает к сознательному игнорированию выборных политтехнологий. Фото с сайта www.kprf.ru
На портале «Госуслуги» 25 июня открылась подача заявлений на участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). Одновременно лидер КПРФ Геннадий Зюганов призвал избирателей отказаться от всех избирательных новшеств и голосовать по старинке – только на участках и лишь в последний день выборов, то есть в воскресенье 11 сентября. Пока непонятно, как это скажется на электорате коммунистов, который вроде бы обновляется на фоне спецоперации. Эксперты отметили, что в бойкотной тактике есть и плюсы, и минусы, но левые, похоже, хотят угодить и ядерным, и всем периферийным сторонникам.
«Госуслуги» начали собирать заявления граждан на ДЭГ, а Зюганов призвал их проявить больше сознательности и ответственности.
И именно лично прибыть на участки в последний день голосования. Напомним, что в этом году ДЭГ применяется в Калининградской, Калужской, Курской, Новгородской, Псковской, Томской и Ярославской областях. Этот формат будет действовать и на муниципальных выборах в Москве, но в особой столичной редакции. Как уточняет Минцифры, принять участие в ДЭГ проще простого: необходимо иметь активное избирательное право в указанных регионах и подтвержденную учетную запись на «Госуслугах», данные которой сопоставлены с регистром избирателей ЦИК России.
Но лидер КПРФ настойчиво призывает сторонников партии этим не заниматься: «КПРФ однозначно выступает за честные, свободные и справедливые выборы. Увы, дистанционка и трехдневка не отвечают этим требованиям. На пленарных заседаниях в Госдуме я неоднократно ставил вопрос об отмене этих «прогрессивных новшеств», от которых, кстати, отказались западные страны. Против выступали и наши товарищи в региональных парламентах». Зюганов также напомнил, что неприятие данных новшеств левые показали и «в ходе многочисленных акций протеста по всей стране», за что, кстати, активисты подвергались арестам и штрафам. «Коммунисты продолжат бороться против ДЭГ и трехдневки на выборах», – заявил он. Отметим, что эти громкие тезисы до избирателей еще предстоит донести, а это значит, что в этих целях КПРФ нужна отдельная пропагандистская кампания.
Глава общероссийского штаба протестных действий КПРФ Владимир Кашин сказал «НГ», что активная агиткампания стартует сразу после регистрации кандидатов. Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил, что будут проводиться пикеты, митинги и другие уличные мероприятия типа «Красных в городе», будет раздача газет и листовок. Призывы Зюганова найдут место и в основной агитации. «В любом случае призыв к избирателям голосовать только в последний день и на участках – это рекомендация, если, конечно, есть возможность. И по социологии выходит, что основная масса наших избирателей приходит в воскресенье, хотя еще около 10% – в пятницу», – сообщил Обухов.
Так что не до конца понятно, как призывы к бойкоту ДЭГ и трехдневки отразятся на настроении левого избирателя. Ранее коммунисты провели исследования и констатировали, что с началом спецоперации у них сменяется электорат: вместо «рассерженных горожан» либерального толка теперь главная роль будет у «рассерженных патриотов», то есть недовольных нерешительностью властей. А этот бывший лояльный избиратель может плохо отреагировать на заявления Зюганова. Не стоит забывать и о том, что около трети пришедших на участки как раз там и определяются со своим голосованием. И получается, что пятничных и субботних участников выборов КПРФ как бы отрезает от себя.
Однако Обухов пояснил, что в КПРФ пройдет «мобилизационная кампания уже сагитированного избирателя», так что такой призыв не отвернет от партии ее сторонников. Что же касается спонтанных избирателей, то их мотивы непросчитываемы, а стало быть, нет смысла апеллировать к ним. «Как правило, большинство неопределившихся приходит при большой явке, а сейчас идет ее сушка, нет оснований надеяться на высокую явку. Кроме того, те, кто голосуют за нас из числа неядерных избирателей, вообще-то принимают решение заранее», – заметил он.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ»: «С трудом можно представить себе наивного Зюганова – это прямо противоположные понятия. Поэтому все заявления – это тонкий расчет. С одной стороны, стремление делегитимизировать ДЭГ вообще – это старая линия КПРФ и Зюганова, здесь они последовательны. С другой стороны, традиционный электорат КПРФ и так голосует в основном в последний день и очно, потому что это традиция, нередко из советского детства. Привлечь же «рассерженных патриотов» левым скорее всего и не удастся в принципе, те, судя по всему, проголосуют за власть, если они придут на участки. А неопределившиеся и голосующие в последний момент – это действительно особая категория, они в принципе не слушают политиков и им не доверяют. Поэтому, по сути дела, КПРФ от призывов к бойкоту ДЭГ и трехдневки ничего и не теряет».
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что с точки зрения техники такой призыв легко объясним: «У КПРФ есть проблемы с наблюдателями, а их проще отмобилизовать в один день. Но с точки зрения политтехнологии у этого решения есть свои плюсы и свои минусы». Эксперт отметил, что для ядерного электората Зюганов знаковая личность, поэтому его послушают. Что же касается «рассерженных патриотов», то их действия трудно просчитать и пока непонятно, как они среагируют на данный призыв. А спонтанные избиратели и вовсе, как правило, голосуют как раз электронно, если есть возможность, так что КПРФ их от себя отрезает. Как и тех ядерных сторонников партии, которым просто нравится комфорт.
При этом нельзя не напомнить, что призывы Зюганова открывают КПРФ для информационных ударов: мол, раз вы не призываете своих на ДЭГ, то там за партию никто и не голосует. Обухов на это ответил, что левым «одной атакой больше, одной меньше – все равно, как-нибудь отобьемся». Макаркин подчеркнул: есть сомнения в том, что призывы Зюганова обернутся против КПРФ. Важны не аргументы, а то, кто их воспринимает. А воспринимают их провластные и лояльные избиратели, которые за КПРФ все равно не голосуют. Ядерный же избиратель КПРФ не доверяет ДЭГ и трехдневке, так же, как правило, и прежний общепротестный.
Короче говоря, КПРФ пытается угодить всем трем группам граждан, где у нее есть потенциал поддержки. Но Мухин считает, что «минусы такой технологии перевешивают плюсы, это как «назло мужу сяду в лужу». Агитация против ДЭГ, скажем, будет негативно воспринята в ЦИКе, который заявит об организации столпотворений и нарушении социальной дистанции, организованной со стороны коммунистов. И тогда на партию обратит внимание власть, заявив, что КПРФ упустила возможность мобилизовать сторонников в ДЭГ, а потому и оказалась там в меньшинстве. Но КПРФ в ответ как раз и заявит, что ДЭГ прошло нечестно. «То есть здесь произойдет традиционный обмен информационными ударами», – пояснил Мухин.
Что касается плюсов, то Макаркин видит один из них в том, что «раз до сих пор есть часть электората, которая эксплуатирует общепротестное, читай, стратегическое общеполезное голосование, то они смогут голосовать за КПРФ не из-за любви к ней, а исходя из соображений об ослаблении власти и снижения процента за ее кандидатов». Мухин же подчеркнул: «Видимо, основная цель такого призыва – мобилизация своих избирателей, чтобы устроить взрывное голосование ядерного электората, чтобы утроить имиджевую акцию. Мол, смотрите, за нас голосует большинство в главный день, а в остальные дни голосование сфальсифицировано. Выглядит такая идея консолидированного голосования с точки зрения агитационной технологии и аккумулированного выбора в один день просто красиво».