Избирком Свердловской области вернул город Асбест в руки кандидатов от КПРФ. Фото с сайта www.sverdlovsk.izbirkom.ru
Свердловской облизбирком 20 июля зарегистрировал кандидатов КПРФ на выборах в гордуму Асбеста. Отказное решение территориальной комиссии (ТИК) сочтено безосновательным. Иными словами, донбасскому консенсусу системных партий и власти был дан приоритет по сравнению с местными интересами «Единой России». Но сами коммунисты, на федеральном уровне лояльные, региональный актив настраивают на боевую кампанию. Эксперты напомнили, что число депутатских мандатов – это критерий эффективности для всех партий, а потому на низовом уровне и разворачивается самая серьезная борьба.
«Решение асбестовской ТИК принято без достаточных оснований и нарушает закрепленные Конституцией права граждан, а также право на участие в выборах», – заявила глава облизбиркома Елена Клименко.
Например, ТИК незаконно потребовала от коммунистов предоставить копии паспортов кандидатов. Также оказалось, что если в Асбесте усомнились в подлинности подписи одного из работников обкома КПРФ, то в Екатеринбурге не заметили ничего подозрительного. Впрочем, причиной допущенных ТИК нарушений Клименко назвала неопытность ее председателя, хотя член облизбиркома Владимир Попов и заявил, что «во всей этой истории просматриваются элементы предвзятости».
А они объективно присутствуют: на выборах 2017 года КПРФ получила в гордуме большинство – 11 мест из 21 и несколько лет ее контролировала, потеряв свою позицию только после того, как тогдашнего спикера Андрея Самарина лишили мандата из-за нарушений в декларации. Нынешний скандал со снятием списка (см. «НГ» от 18.07.22) быстро вышел на федеральный уровень. И вот уже лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил в Telegram-канале: «Очередная гнусная провокация в Свердловской области против КПРФ. Зарвавшихся «царьков» нужно остановить! Будем разбираться, в том числе поднимем этот вопрос на уровне администрации президента». А еще Зюганов напомнил Кремлю и свердловским властям, что партия готова была к конструктивному участию в выборах, но ее все время подталкивают к радикализации.
В cледующий раз это может произойти в ходе проверки документов кандидата в губернаторы от КПРФ Александра Ивачева, который сдал их 19 июля, заявляя, что смог пройти так называемый муниципальный фильтр. Руководитель аналитического центра КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ» особенности свердловской ситуации: «Кампания в гордуму Асбеста проходит на фоне губернаторских выборов, и, видимо, команда Куйвашева посчитала, что скандал может иметь фатальные последствия. Регистрация списка КПРФ была сочтена меньшим из зол, потому что произвол был очевиден даже сторонним наблюдателям. Поскольку само снятие стало лишним доказательством тому, что у коммунистов по-прежнему высокие шансы одолеть ЕР, местные чиновники, решив снять проблему традиционным административным способом, вызывали скандал федерального уровня. Конечно, в него была вынуждена вмешаться и областная власть, на которой это тоже негативно отразилось». Однако, считает Обухов, расслабляться коммунистам не стоит, так как «чиновники будут продолжать пытаться вставлять палки в колеса – уже менее скандальными, но при этом все равно подлыми методами».
Напомним, что федеральное руководство КПРФ постоянно ссылается на консенсус с властью в связи со спецоперацией, соответствующие тезисы опубликованы и в резолюциях недавнего пленума ЦК (см. «НГ» от 17.07.22). Однако на региональном и местном уровнях те же самые руководители дают установки на проведение боевой и даже жесткой кампании. Так, первый зампред ЦК Юрий Афонин говорил об этом на днях на встрече с активом Алтайского крайкома. Лишь коротко уделив внимание федеральной повестке, он заявил, что важнейшей задачей становится получить как минимум столько муниципальных мандатов, чтобы на предстоящих в 2023-м выборах губернатора кандидат КПРФ смог самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр.
Понятно, что в таком контексте против КПРФ тоже предпринимаются конкретные методы противодействия, прежде всего с использованием админресурса, которого у ЕР в достатке в отличие от электорального. В ответ левые еще сильнее ужесточают риторику, например, в Москве 19 июля прошло заседание бюро МГК КПРФ по очищению рядов кандидатов от «засланных казачков». Это сопровождалось заявлениями на тот счет, что горком, «проявляя бдительность, стремится не допустить проникновения в ряды выдвиженцев от партии ставленников власти капитала, выполняющих социально-политический заказ грабителей народа и их пособников». И такая ужесточающаяся борьба на местном уровне, конечно, противоречит федеральному консенсусу, более того, его подрывает.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что понять беспокойство чиновников в Асбесте можно: «Собственный интерес местной власти, которая посчитала, что лучше убрать коммунистов вообще, столкнулся с интересом даже федеральных, а больше региональных властей, которые отвечают за политическую стабильность. Губернатору также нужно, чтобы его выборы прошли спокойно, без негативного фона и конфликтов, а тем более большого и показательного скандала, который привлекает ненужное внимание федерального Центра. Однако местные власти скорее всего вряд ли успокоятся, просто будут стараться снимать отдельных кандидатов от КПРФ за малейшие нарушения». При этом эксперт напомнил, что якобы хитрая тактика борьбы на местах с показательной поддержкой верховной власти – это давняя стратегия КПРФ, партии, которая выглядит этаким «лояльно-оппозиционным кентавром». В донбасский консенсус, отметил Макаркин, входят поддержка внешней политики Кремля, вопросы обороны, сами ДНР и ЛНР, словом, все то, что важно для федерального Центра. А вот региональная деятельность КПРФ как раз оппозиционная – с акцентом на социально-экономическую повестку, которая важна избирателям. При этом, естественно, происходит критика местных властей, а в ответ левым «прилетает». «Если КПРФ с властями и договаривается, то на уровне выборов губернаторов, но заксобрания и горсоветы по-настоящему для нее важны, партия прагматично борется за мандаты, договоренности здесь не действуют. При этом КПРФ не боится проявлять себя там оппозиционной партией и потому, что ее все-таки защищает федеральный парламентский статус. И если местная власть начинает творить совсем уже крайний произвол, то происходит вмешательство с регионального или федерального уровня», – подчеркнул Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что для властей Асбеста коммунисты – это головная боль, город считается самым красным в области. Поэтому чиновники, естественно, испугались оргвыводов и попытались своими силами решить проблему заранее, но вышло только хуже. А дело в том, что обижать парламентские партии, да еще состоящие в консенсусе с Кремлем, во власти считается неприличным. Тем более, что из федерального Центра идет установка на то, чтобы не ограничивать участие этих партий, в том числе, и КПРФ, в выборах. Так что правка действий местных властей действительно произошла не на федеральном, а на областном уровне. «Ни для федерального Центра, ни для региональной власти никакой угрозы победа оппозиции в отдельном городе не создает. А вот имиджевые издержки от таких событий происходят», – подчеркнул эксперт. Что же касается настроя КПРФ на боевые кампании, то тут все понятно: показатели эффективности напрямую зависят от процентов и количества полученных мандатов на всех уровнях выборов, однако «дело в том, что у местных и региональных властей, а значит, и у правящей партии те же показатели эффективности»: «Получается, что интересы КПРФ входят в клинч с интересами ЕР напрямую. Так что можно ожидать – несмотря на все консенсусы – ожесточенной борьбы. У нас чем ниже уровень выборов, тем больше драматизма. Так, на федеральном уровне интриги почти нет, на региональном она становится выше, самые же эмоциональные выборы – это местные. Там разыгрываются основные трагедии и комедии. И самые большие страхи у властей именно местного уровня, а снимают они их чаще всего административными способами. Но если с несистемщиками можно не церемониться, то, когда дело касается системной оппозиции, разгорается скандал, после чего, как правило, и приходит окрик с областного либо федерального уровней. Тогда-то произвол на какое-то время заканчивается».