0
4250
Газета Политика Печатная версия

19.07.2022 20:31:00

Правила тюремного распорядка не вписались в технические возможности

С 17 июля заключенные получили лишь теоретический шанс надеяться на лучшее

Тэги: минюст, сизо, колонии, правила, внутренний распорядок, либерализация, мнение, правозащита


минюст, сизо, колонии, правила, внутренний распорядок, либерализация, мнение, правозащита В местах заключения бумажные правила соблюдаются по фактической ситуации и решению администрации. Фото PhotoXPress.ru

Новые правила внутреннего распорядка (ПВР), утвержденные Минюстом, для СИЗО, колоний и т.п. действуют с 17 июля. У заключенных появится больше прав и гарантий. По наблюдениям правозащитников, пока улучшения остаются на бумаге, хотя ими Минюст занимается давно. Перемены не наступят, пока не будет материальной базы, подготовка которой, похоже, не ведется. На это нет указаний, например, в сообщениях о госзакупках ведомства. Наверное, в будущем работа начнется, но в ПВР надежды на лучшее обусловлены наличием возможностей.

Документ Минюста, по идее, направлен на «улучшение условий содержания, обеспечение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных».

К примеру, им будет предоставлен доступ к занятиям физкультурой и интернету для самообразования и получения правовой информации. Расширяется перечень разрешенных за решеткой личных вещей, бытовых предметов и санитарно-гигиенических процедур.

Но эксперты «НГ» заметили, что хотя новые ПВР писались в ведомстве Константина Чуйченко не один год, чиновники, похоже, ничего не подготовили для их оперативной реализации на практике. Зато они подстраховали себя размытыми формулировками: и ряд новшеств, очевидно, нивелируется через оговорку о наличии необходимых технических возможностей, то есть ставит получение вроде бы как гарантированных прав в зависимость от оснащенности того или иного исправительного учреждения либо доброты его руководства.

Как сказал «НГ» сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев, пока на практике ничего не изменилось. «Для реализации ПВР на местах почти ничего не сделано», – заявил он. То есть обновление правил оказалось скорее технической процедурой, нежели серьезной гуманизацией тюремного режима. Борщев напомнил, что Минюст все время сам говорит об устаревших нормах и стандартах, нуждающихся в модернизации. «Необходимость поддерживать имидж и показывать себя в более гуманистическом свете и подстегнула чиновников к подготовке новых ПВР, большую часть из которых, очевидно, никто и не собирается соблюдать», – констатировал правозащитник. Этот вывод он делает на том основании, что никакой серьезной подготовки не было: «Нужен был специальный приказ, соответствующие распоряжения руководителям тюремных учреждений, разъяснительная работа на местах, не говоря уже о различных бытовых реконструкциях, но всего этого тоже не было». Борщев также указал, что у Минюста не было масштабных госзакупок, связанных с совершенствованием материально-бытовых условий заключенных. Пока за ведомством значится лишь приобретение новых огнетушителей, самоспасателей или систем бухучета.

Впрочем, подчеркнул Борщев, прежние ПВР тоже далеко не всегда соблюдались, на бумаге было одно, а по факту – «нет возможности». Например, постоянный перелимит сидельцев в камерах СИЗО, хотя норма о допустимой площади на одного человека существовала всегда. С этой проблемой никто не борется уже много лет, так что появление нового стандарта «4 кв. м на человека» вряд ли ситуацию исправит. Более того, напомнил эксперт, внутренние инструкции СИЗО как раз запрещают принимать подследственных сверх лимита, кстати, там же говорится и о том, что их нельзя держать в изоляторе более года. Но, как всем известно, сплошь и рядом суды продолжают назначать и продлевать аресты, не обращая никакого внимания на скученность в застенках. «Знаем истории, когда людей держат в СИЗО годами, а следователи неделями там не появляются. Но если следствие не справляется со сбором доказательств за отведенный срок, то почему бы человеку, чья вина под вопросом, хотя бы не смягчить меру пресечения? Изоляторы же могут в таких ситуациях заявлять об этом, причем ссылаясь на нормативные акты», – указал правозащитник.

Сейчас же, по его мнению, выходит, что оговорка в новых ПВР о наличии возможности позволяет нивелировать многие пункты этого документа. Так что в обещанную Минюстом гуманизацию Борщев не верит, раз до сих пор «ситуация на местах не улучшается». Более того, формально правила должны быть одинаковы для всех регионах, но ссылка на разные возможности учреждений единство пенитенциарной системы нарушает, а тогда «возникает дискриминационная ситуация, имеющая под собой коррупционную основу».

Вице-президент российского подразделения международного комитета «Защита прав человека» Иван Мельников подтвердил «НГ», что пока за решеткой в свете новых ПВР ничего не менялось, на местах улучшений нет: «Насколько я знаю, подготовки к введению новых требований не было, как и оснащения или обучения сотрудников. Тут, к сожалению, действует принцип «разберемся на ходу». В целом, конечно, тренд Минюстом задан позитивный, так что хотя бы где-то он все же будет реализован. Более того, уже сейчас в некоторых камерах в женских изоляторах установлены душевые кабинки. Или, скажем, во всех столичных СИЗО, кроме одного, появились спортзалы. Правда, возникает вопрос: а не потому ли они и прописаны в ПВР, чтобы проверяющие не удивлялись, на каком основании? А занимаются там физкультурой заключенные или исключительно тюремщики, это уже дело другое.

Сам по себе факт корректировки в сторону либерализации Мельников приветствует, но видит, что до ее реализации еще далеко. Например, теперь к подследственным смогут приходить врачи с воли. Раньше для этого требовалось согласие следователей – и те его зачастую не давали, требуя взамен признательных показаний. Теперь же достаточно будет уведомления, однако, учитывая качество оказания медуслуг в СИЗО, отсутствие там узкопрофильных специалистов, многие захотят этим воспользоваться, но начнут сталкиваться с отсутствием возможности и жаловаться. Так что эта проблема в какой-то степени все-таки должна быть решена, предположил эксперт. Хотя тогда возникнет другая – независимые специалисты смогут выявлять последствия пыток. Так что в связи с карательным уклоном всей системы и тесной связки сотрудников СИЗО и силовиков этой возможности станут всячески препятствовать.

Короче говоря, скорее всего все сведется к точечным изменениям, но и для них потребуется продолжительный срок. «Кто за это будет отвечать?» – риторически спросил Мельников и сам ответил, что как раз оговорка о возможностях и представляет собой попытку уйти от ответственности. При этом для реализации множества прописанных в новых ПВР пунктов на самом деле нужно только, чтобы людей реже сажали. Между тем «крайне негативный тренд» – существенное увеличение людей в СИЗО продолжается. В тех же московских изоляторах гигантский перелимит – свыше 500 человек. У людей трудности со спальными местами, где тут положенные на душу метры. Нагрузка на тюремных медиков колоссальная, а сами они в дефиците. Да еще многие учреждения настолько старые, что вообще уже не предназначены для содержания людей. Так что, наверное, самый важный вопрос – кто будет следить за соблюдением нововведений? Без независимой системы контроля за СИЗО и колониями это будет трудно, однако именно сейчас «работа многих ОНК – это скорее фикция, в комиссии не допускают независимых правозащитников, стараясь подтянуть туда экс-силовиков». Нужно, чтобы обновленные ПВР знали и сами тюремщики, но в большинстве учреждений ознакомление с ними проходит формально – роспись не глядя. То есть, подчеркнул Мельников, нужны «политическая воля и пинок сверху, а иначе ничего нормально работать не будет». 


Читайте также


Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
625
В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

В Якутске митинг за выборы мэра не собрал народ

Дарья Гармоненко

Власти разрешили оппозиции напоследок показать слабость протестов

0
750
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
3050
Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Екатерина Трифонова

ФСИН склоняется к организации видеосвиданий с обвиняемыми именно из СИЗО

0
3081

Другие новости