Политтехнологи манипулируют подсознанием электората КПРФ. Фото с сайта www.kprf-sverdlovsk.ru
Как выяснила «НГ», партии в ходе предвыборной агитационной кампании не станут вытаскивать спецоперацию на передний план. От этого фактически отказалось даже «Яблоко», ранее обещавшее устроить показательную пацифистскую кампанию. Парламентские политструктуры, как известно, с одобрения президента заключили своего рода донбасский консенсус, но пока он остается для выборов лишь фоном. Поддержка спецоперации со стороны той же КПРФ, например, не мешает местным властям блокировать мешающих им кандидатов-коммунистов. Но и на ее противников вроде яблочников тоже уже начались медийные атаки. Эксперты отмечают, что пока выборы и спецоперация будут идти параллельно, а дальше все будет зависеть от настроений избирателей.
В Сети появились сообщения, что «Яблоко» в обязательном порядке требует от своих кандидатов на региональных и муниципальных выборах подписывать заявление с критикой спецоперации. Это якобы уже приводит к конфликтам, например, в Краснодарском крае, где некоторые кандидаты, дескать, категорически от этого отказались, опасаясь возможного привлечения к ответственности. Также в ряде Telegram-каналов указывается, что аналогичная ситуация складывается и на Урале.
Источник «НГ» в «Яблоке» подтвердил, что, как и прежде, кандидатам предлагается партийный меморандум из 10 пунктов, принятый съездом еще в 2019 году. Тогда же яблочники и постановили, что документ обязателен для подписания. Источник отметил, что сейчас этот документ дополнен требованием мира России с Украиной, хотя сама по себе спецоперация там и не упоминается.
По данным «НГ», в каналах «Яблока» для внутренней коммуникации уже разгорелась бурная дискуссия: стоит или нет оглашать имена тех кандидатов, которые подписываются под пацифистским документом.
В самой партии «НГ» заявили, что никаких подобных конфликтов нет. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова напомнила «НГ», что еще на апрельском съезде спецоперации была дана негативная оценка, а подчеркнута была пацифистская позиция. Кандидаты традиционно обязаны разделять партийный подход, потому в свое время и был составлен политический меморандум. Но Слабунова подчеркнула, что во всех регионах обязательна лишь подпись под этим документом – и только Москва сделала дополнение по поводу мира с Украиной. Но в столице отказались от выдвижения только пять кандидатов, остальные знают, с какой партией имеют дело, заметила она. Что касается сообщений о некий конфликтах, то, по словам Слабуновой, «перепосты есть даже на карельских Telegram-каналах этой дезинформации, которая распространяется с целью дискредитировать «Яблоко» либо запугать потенциальных кандидатов». Например, пояснила она, в Краснодарском крае, где будут выборы в заксобрание, даже и нет выдвижения кандидатов, поскольку тамошнее реготделение «находится в тяжелом положении».
Как установила «НГ», парламентские партии относятся к теме спецоперации куда более сдержанно. К примеру, член центрального совета «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Михаил Емельянов сказал, что эта тема идет фоном, хотя, конечно, разногласий в партии по поводу спецоперации нет, ее все поддерживают. «Все понимают региональную и местную специфику кампании, так что, хотя спецоперация ощущается во всем, наши кандидаты в агитации ее не используют. Могут лишь упомянуть в интернете или в СМИ, скажем, о том, что партия ведет гуманитарную работу с беженцами и украинскими территориями, но в целом ставка делается на тему социалки. И даже люди из приграничных регионов редко на встречах задают вопросы о внешней политике, спрашивают по региональной и местной повестке», – отметил он.
На фоне предвыборных проблем сгорел автомобиль кандидата- коммуниста Андрея Самарина. Фото с сайта www.kprf-sverdlovsk.ru |
Отметим, что и КПРФ с начала кампании уже не раз подчеркивала, что находится в донбасском консенсусе (см. «НГ» от 17.07.22). При этом левые заявляли, что на региональных и местных выборах в основном будет поднимать проблемы территорий и социальной политики. Видимо, за эту позицию коммунистам на местах и прилетает. Например, лидер свердловской КПРФ Александр Ивачев, который после выдвижения кандидатом в губернаторы и сам подвергся медийным атакам в стиле черного пиара, теперь сообщил о снятии с выборов партийных кандидатов в гордуму г. Асбест – якобы за подделку подписи уполномоченного КПРФ на материалах для выдвижения. Напомним, что в 2017 году КПРФ победила на выборах в гордуму, получив 11 из 21 места. Теперь у одного из тогдашних победителей, который потом стал главой гордумы, но усилиями ЕР был лишен мандата, – кандидата от КПРФ Андрея Самарина вдруг сгорели два принадлежащих ему грузовика. А в Приморском край избирком пытается не пустить на выборы гордумы перспективного коммуниста Романа Чмыхало в соответствии с законом о двойном гражданстве, которое у него украинское. Вот так тема спецоперации тоже может отражаться на ходе кампании.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заметил: «Спецоперация не переплетается с выборами. Попытки ее переплести, в частности, силами несистемной и системной оппозиции к успеху не приведут, наоборот, грозят им провалом. Потому что общество хотя и проявляет обеспокоенность социальными проблемами и предъявляет претензии к власти, но не связывает данные проблемы с СВО, абстрагируется от этой темы». По наблюдениям эксперта, даже упоминание спецоперации со стороны КПРФ носит чисто фрагментарный характер: «У левых звучат патриотически-мобилизационные мотивы, но обращены они к «рассерженным патриотам». Население же в целом спецоперцию отделяет от выборов. Поэтому и КПРФ придется пройти по краешку, отделив критику от власти и не выйти из донбасского консенсуса. ЕР же аккуратно преподносит тему гуманитарной помощи восточноукраинским территориям. Избиратели сейчас не готовы встроить спецоперацию в повестку выборов», – отметил он. Также Мухин напомнил, что хотя на федеральном уровне заключен межпартийный консенсус, на местах происходят отдельные срывы, когда Кремль ослабляет контроль. «У местных властей свое видение и понимание ситуации, и зачастую там воспринимают оппозицию, даже системную, в штыки, в отдельных местах просто идет сведение счетов», – подчеркнул он. Однако никаких эксцессов со снятием даже яблочных кандидатов-пацифистов он не прогнозирует.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также полагает, что пока основная тема региональных и муниципальных кампаний – это явно внутренняя политика, а никак не спецоперация. Она идет только фоном, но основной темой не была и не будет. «Единственные, кто сможет педалировать повестку СВО, – это кандидаты в губернаторы от власти, но и то с ограничениями. Продемонстрировав свой патриотизм, они вряд ли будут увлекаться темой помощи территориям, поскольку, хотя большинство россиян и за спецоперацию, они прагматично не хотят за свой счет восстанавливать Украину. Единственный регион, где можно было бы сделать акцент на спецоперации, – это Москва, но то же «Яблоко» не готово к большой мобилизационной пацифистской кампании. В целом же электорат всех партий не будет руководствоваться отношением кандидата к спецоперации, людей надо убеждать в своей полезности». По его мнению, сами партии пока не спешат погружаться в тему спецоперации: те же яблочники опасаются новых антифейковых дел и массового снятия кандидата, системная оппозиция не хочет выстраиваться в фарватере власти. «Вот и получается, что в основном для эксплуатации остается волнующая людей региональная и местная повестка на выборах», – пояснил Макаркин.